Подготовила учитель истории и обществознания МБОУ СОШ 43 Мурченко Елена Николаевна Компетенции педагога в условиях освоения ФГОС
Учитель это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить. ( В. М. Лизинский.)
Компетенции учителя 1. Предметно - методологическая компетентность ; 2. Психолого - педагогическая компетентность ; 3. Компетентность в области валеологии образовательного процесса ; 4. Компетентность в сфере медиа - технологии и умения проектировать дидактическое оснащение образовательного процесса ; 5. Коммуникативная компетентность ; 6. Исследовательская компетентность ; 7. Компетентность в сфере трансляции собственного опыта ; 7. Акмеологическая компетентность.
ЧЕМУ НАДО УЧИТЬ ? осознания педагогами концептуальных позиций новых стандартов, целей, задач и результатов, которые обеспечивают ФГОС ; изучения и разработки нормативно - правового обеспечения введения ФГОС ; формирования навыков конструирования структурных компонентов основной образовательной программы ; определения принципиальных особенностей реализации программы образовательного учреждения по духовно - нравственному развитию и воспитанию обучающихся ;
ЧЕМУ НАДО УЧИТЬ ? конструирования системы оценки достижений требований стандарта на основе планируемых результатов, контрольно - измерительных материалов оценки образовательных результатов ; приобретения навыков работы с методическим конструктором внеурочной деятельности ; определения особенностей организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья ; формирования умений осуществлять экспертизу здоровьесберегающей образовательной среды школы.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД 1. Деятельность, в том числе социальная, – это целеустремленная система, ориентированная на результат. 2. Результат деятельности достигается только при наличии обратной связи. 3. Деятельность как система всегда имеет генетически развивающий план анализа.
ФГОС стандарты второго поколения Парадигма ЗУН традиционное обучение 1. Цели и задачи задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. 1. Цели урока задаются только учителем без целеполагания у учащихся. 2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие 2. Учитель не обучает детей рефлексии, сам не реализует рефлексивную функцию в обучении 3. На уроке используются разнообразные формы, методы, приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе 3. Формы и методы урока однообразные, не вызывающие субъективную позицию ученика 4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. 4. Диалоговые формы на уроке не используются (или используются неэффективно) 5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. 5. Учитель реализует преимущественно репродуктивную форму обучения, не умеет ее сочетать с проблемной (не владеет методикой постановки и решения проблемы) 6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки 6. Контроль и оценку осуществляет сам учитель 7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы 7. Учитель не использует специальных приемов осмысления учебного материала 8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи 8. В оценке знаний ученика ориентируется только на общие критерии, не учитывая минимальных индивидуальных продвижений, не поощряя их. 9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. 9. Коммуникативные ситуации специально не планируются, возникают и реализуются стихийно 10. Учитель принимает, поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. 10. Учитель не склонен принимать другое решение, не поддерживает стремление учеников к спору, дискуссии. 11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта 11. Система отношений, атмосфера урока подавляют возможности совместной продуктивной деятельности. 12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие 12. Личностное воздействие не реализуется
Можно во всем винить других и отчаиваться, а можно каждый день вставать пораньше и упорно добиваться успеха. Люк Дейли
Методические рекомендации по составлению индивидуального плана подготовки учителя к введению ФГОС ООО
Что прочитать Что должен понять Что должен освоить Разработать, создать Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (сроки) Структуру ФГОС ООО, условия реализации сроки) Сущностные особенности ФГОС ООО, основные понятия, ключевые определения.сроки) Освоить общее понятийное поле ФГОС ОООсроки) Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования сроки) Пути обретения личностного, духовно- нравственного и социального опыта ребенка Освоить особенности организации содержания воспитания и социализации обучающегося в конкретной предметной области Активизировать аксиологический подход в обучении и воспитании. Организация педагогической поддержки социализации обучающихся в ходе познавательной, общественной и трудовой деятельности. Профессиональный стандарт педагогической деятельности учителя в условиях введения ФГОС ООО сроки) Требования профессионального стандарта (базовые компетентности педагога) Освоить презентацию показателей проявления компетентности педагогического работника в аттестационных процедурах и в портфолио учителя Формирование портфолио с учетом показателей компетентности учителя лицея Фундаментальное ядро содержания общего образования. ООП ООО. Примерная основная образовательная программа ООО. Принципы построения рабочих программ по предмету, потенциальные возможности использования междисциплинарных программ в достижении планируемых образовательных результатов Механизм разработки рабочих программ с учетом требований к образовательным результатам освоения основной образовательной программы Рабочие программы по предметам, планирование внеурочной деятельности и проектирование индивидуального образовательного маршрута с учетом социального заказа и индивидуальных характеристик обучающихся Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ сроки). Формирование УУД, формирование ИКТ- компетентности обучающихся, работа с текстом Установление соответствия между предметными знаниями, УУД, компетентностями. Основные типы заданий направленные на развитие и оценку УУД: ИКТ-компетентности работа с текстом Реализация системно -деятельностного подхода, развивающих технологий: развитие критического мышления Кейс-стади Дебаты Проектные задачи. Проектная деятельность школьников. Организация проектной деятельности с учетом индивидуальных особенностей личностной траектории развития с использованием групповой формы работы и социального проектирования. Методику проектной деятельности Создать систему проектных задач по предметам и во внеурочной деятельности. Ввести в рабочие образовательные программы проектное обучение. Система оценки достижения планируемых результатов ООО. Основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки. Критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки Составление комплекса диагностических работ по оцениванию планируемых предметных результатов (с учетом механизма критериального оценивания). Оценка метапредметных результатов использования необходимого и достаточного инструментария заложенного в механизме формирования УУД