Исследовательская работа Подготовила: Попова Елизавета, ученица 4 класса. Руководитель: Родионова Л.М., учитель начальных классов Липецкая область Долгоруковский район МБОУ СОШ с.Стегаловка
«Для тех, кто интересуется историей, культурой своего народа, фразеология – одна из самых увлекательных и занимательных сфер языка», - утверждал Н. М. Шанский, русский учёный-языковед. 2
Цель: изучить значение и происхождение фразеологизмов Задачи: 1. Выяснить источники происхождения фразеологизмов, связанных с историей России. 2. Составить свой словарь фразеологизмов. 3. Создать мультимедийный ресурс о фразеологизмах. Гипотеза: изучая происхождение некоторых фразеологизмов, можно узнать много интересного из истории своей страны.
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.
Результаты анкетирования
Фразеологизмы, чаще всего употребляемые в речи учащимися. Остаться с носом ( 7 человек) Бить баклуши (6 человек) Спустя рукава (5 человек) За три девять земель (2 человека) Шиворот-навыворот (2 человека)
Бить баклуши (22 чел.) Знать назубок (21 чел.) Г де раки зимуют (19 чел.) Во всю Ивановскую (18 чел.) Остаться с носом (18 чел.) Шиворот-навыворот (13 чел.) Не солоно хлебавши (7 чел.)
Многие фразеологизмы возникли во времена Ивана Грозного.
Во всю Ивановскую – что есть мочи, изо всех сил. Колокольня Ивана Великого Ивановская площадь
Бить баклуши – бездельничать, ничего не делать Подмастерье - баклушечник Изготовление деревянной ложки
Знать назубок – выучит наизусть, знать что-то абсолютно точно. Проба золотой монеты на зуб Златник Владимира
Показать, где раки зимуют – наказать. Барин заставлял своих крестьян ловить раков зимой в ледяной воде.
Не солоно хлебавши – безрезультатно, не добиться желаемого. Важному гостю солили пищу, а сидевшие в конце стола уходили несолоно хлебавши.
Остаться с носом – потерпеть неудачу, обмануться в своих ожиданиях. Приказы при Иване Грозном Люди приносили подношения, «нос»
Шиворот-навыворот - наоборот, не так. Провинившийся боярин. Боярская шуба с воротником-шиворотом.
Выводы: Самое главное – я узнала много фразеологизмов, о которых раньше и не слышала. Поистине, велик и могуч наш русский язык! Составила словарь фразеологизмов и продолжаю над ним работать. Узнала историю происхождения многих фразеологизмов. Моя гипотеза оказалась верна: изучая происхождение некоторых фразеологизмов, я узнала много интересного из истории своей страны.
Зная и понимая смысл фразеологических оборотов, можно и нужно использовать их в своей речи. Фразеологизмы украшают нашу речь, помогают образно и эмоционально выразить свои мысли. Вас ждет много нового и интересного в стране Фразеология. Ни пуха вам, ни пера.
jpg словарь Ожегова jpg ученый jpg Иван Грозный jpg колокольня площадь jpg деревянные изделия игра в городки gif проба на зуб jpg золотые монеты %B0%D1%80%D0%B8%D0%BD-r.jpghttp://u.livelib.ru/reader/Nettochka/r/4ob2eq9d/%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%B1%D0 %B0%D1%80%D0%B8%D0%BD-r.jpg барин соль пир jpg приказы jpg подношения jpg шиворот jpg рукава png png ?