Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ремонтненская гимназия 1 Решение задач по теме : «Сила трения» Урок физики в 9 классе Учитель физики: Калинина Т.В.
повторение основных понятий и формул, связанных с силой трения, а также разбор задач различного уровня сложности в соответствии с кодификатором ЕГЭ и планом демонстрационного варианта экзаменационной работы Цель:
Взаимодействие, возникающее в месте соприкосновения тел и препятствующее их относительному движению, называют трением, а характеризующую это взаимодействие силу – силой трения.
Трение покоя Сила трения покоя препятствует относительному смещению соприкасающихся тел. Она растет вместе с силой, стремящейся сдвинуть тело с места.
Трение скольжения Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого и направленная в сторону, противоположную движению, называется силой трения скольжения.
Трение качения Если тело катится по поверхности другого тела, то возникающее в месте их контакта трение называют трением качения.
Постановка проблемного опыта. К ак зависит Fтр от веса тела ? К ак зависит Fтр от веса тела ? К ак зависит Fтр от качества обработки поверхности ? К ак зависит Fтр от качества обработки поверхности ? К ак зависит Fтр от площади соприкосновения ? К ак зависит Fтр от площади соприкосновения ?
Экспериментальная работа группах. 1 гр. Положите на брусок вначале один, потом два и три груза. силу трения скольжения, перемещая брусок при помощи динамометра с постоянной скоростью. как зависит Fтр от веса тела. Оборудование: брусок, грузы, динамометр. 1 гр. Положите на брусок вначале один, потом два и три груза. Измерьте силу трения скольжения, перемещая брусок при помощи динамометра с постоянной скоростью. Сделайте вывод: как зависит Fтр от веса тела. Оборудование: брусок, грузы, динамометр. 2 гр. силу трения скольжения при движении по гладкой и шероховатой поверхности. как зависит Fтр от качества обработки поверхности. Оборудование: брусок динамометр, гладкая и шероховатая поверхности. 2 гр.Измерьте силу трения скольжения при движении по гладкой и шероховатой поверхности. Сделайте вывод: как зависит Fтр от качества обработки поверхности. Оборудование: брусок динамометр, гладкая и шероховатая поверхности. 3 гр. площадь соприкасающуюся с трущейся поверхностью, для этого поставьте брусок сначала на одну грань, а потом на другую. Измерьте силу трения скольжения. как зависит Fтр от площади соприкосновения? Оборудование: брусок, динамометр. 3 гр. Изменяйте площадь соприкасающуюся с трущейся поверхностью, для этого поставьте брусок сначала на одну грань, а потом на другую. Измерьте силу трения скольжения. Сделайте вывод: как зависит Fтр от площади соприкосновения? Оборудование: брусок, динамометр.
Сделаем выводы 1. от площади не зависит; 2. от величины нагрузки зависит (пропорциональна ей); 3. от шероховатости поверхностей зависит.
Упражнение 1 Соотнесите виды трения с соответствующими фразами. 1. Трение скольжения А. Одно тело катится по поверхности другого. 2. Трение качения Б. Я слишком слаб, чтобы сдвинуть эту коробку. 3. Трение покоя В. Одно тело скользит по поверхности другого.
Упражнение 2 Соприкасающиеся поверхности изготовлены из металла и древесины. Расположите в порядке убывания коэффициенты трения для этих двух веществ. 1. Коэффициент трения покоя. 2. Коэффициент трения качения. 3. Коэффициент трения скольжения.
Упражнение 3 Выберите факторы, которые влияют на силу трения. 1.Сила, вынуждающая тело начать движение. 2. Вес груза. 3. Площади движущихся поверхностей. 4. Направление движения. 5. Неровность поверхности.
Упражнение 4 На каком из рисунков правильно отображены силы, сопровождающие движение деревянного бруска.
Решение качественных задач Почему санки, скатившись с горы, останавливаются?
Шевели мозгами… Почему медицинские иглы полируют до зеркального блеска?
Шевели мозгами… Почему трудно удержать в руках живую рыбу?
Шевели мозгами… Ящик с яблоками рабочий втаскивает, зацепив крючком, по наклонной доске, приставленной к кузову машины. Куда направлена сила трения? А как она будет направлена, если рабочий будет тянуть ящик из машины?
Рассмотрим задачи: Подборка заданий по кинематике (из заданий ЕГЭ гг.)
ЕГЭ-2010-А7. Брусок равномерно перемещается по столу вправо под действием силы F = 2 Н. Чему равен модуль силы трения Fтр и как направлен вектор этой силы? Н; вправо 3.2 Н; влево. 4.4 Н; вправо.
ЕГЭ-2008-А4. Тело равномерно движется по плоскости. Сила давления тела на плоскость равна 20 Н, сила трения 5 Н. Коэффициент трения скольжения равен: 1. 0,8 2. 0, , ,2
ЕГЭ-2010-А7. Одинаковые бруски, связанные нитью, движутся под действием внешней силы F по гладкой горизонтальной поверхности. Как изменится сила натяжения нити Т, если третий брусок переложить с первого на второй? 1. уменьшится в 1,5 раза 2. уменьшится в 2 раза 3. увеличится в 2 раза 4. увеличится в 3 раза
ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА 1. Какая сила не позволяет сдвинуть с места тяжелый шкаф? А) сила трения скольжения; Б) сила трения покоя; А) сила трения скольжения; Б) сила трения покоя; В) сила тяжести В) сила тяжести 2. Парашютист, масса которого 70 кг, равномерно опускается. Чему равна сила сопротивления воздуха? А) 700 Н; Б) 0 Н; В) 70 Н А) 700 Н; Б) 0 Н; В) 70 Н 3. При смазке трущихся поверхностей сила трения … А) не изменяется; Б) увеличивается; В) уменьшается А) не изменяется; Б) увеличивается; В) уменьшается 4. Как направлена сила трения, когда брусок движется по столу вправо? А) вправо; Б) влево, В) вертикально вниз А) вправо; Б) влево, В) вертикально вниз 5. В гололед тротуары посыпают песком. При этом трение подошв обуви о лед … А) не изменяется; Б) уменьшается; В) увеличивается А) не изменяется; Б) уменьшается; В) увеличивается
Ответы на вопросы теста 1- А 2- А 3- В 4- Б 5 - В
1. Почемучка рассматривал гвоздь. На шляпке была насечка в виде сеточки, а под ней, на верхней части стержня – несколько поперечных рисок. «Для чего это?», – спросил он папу, который строил сарай. Что ответил папа? 2. Народ сложил множество поговорок о трении. Например: «не подмажешь – не поедешь», «колодезная веревка сруб перетирает». Какие пословицы о трении вы знаете? Объясните их физический смысл. Творческое задание. Если трение вдруг исчезнет, что вы будете кричать – «Ура!» или «Караул!»? Напишите сочинение на эту тему (в прозе или стихах, как у вас лучше получится). Проиллюстрируйте сочинение. Пригласите в соавторы родителей. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Подведем итог урока. 1. Удалось вам получить новые знания? 2. Для чего они могут вам пригодиться? 3. Довольны ли вы своей работой на уроке? (да, нет, не очень, мог (ла) работать лучше) РЕФЛЕКСИЯ
«5» «4» «3»