Починок Светлана Ивановна, директор Горловского городского методического центра «Основные направления повышения профессиональной компетентности директоров школ» Починок Светлана Ивановна, директор Горловского городского методического центра «Основные направления повышения профессиональной компетентности директоров школ»
управление образовательным процессом в самом образовательном учреждении ; управление процессом выстраивания связей и отношений с внешними структурами и партнёрами, обеспечивающими расширение образовательных возможностей для школы.
Основные направления повышения компетентности руководителей школ : Основные направления повышения компетентности руководителей школ : переход от инициативно - эмпирического уровня управления деятельностью общеобразовательного учебного учреждения к научно - теоретическому ; организация вариативных форм научно - методической работы с управленческими кадрами на субрегиональном уровне ; применение системного подхода к содержанию профессиональной компетентности управленческих кадров, организация процесса их обучения ; учет особенностей обучения взрослых, а именно : личностное представление об учебном процессе, наличие опыта, готовность учиться и направленность на непрерывное обучение на протяжении всей жизни.
Модель менеджера ХХ I век : глобальный стратег; владеет современными технологиями управления; лидер (харизматичные качества); новатор
Профессионализм современного менеджера состоит из таких факторов : профессиональный запрос ; профессиональная пригодность ; профессиональная компетентность ; профессиональная удовлетворенность ; профессиональный успех.
« Менеджмент – совокупность стратегий, философий, принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и роста прибылей »
« Менеджмент - это новая философия управления, которая выделяет роль управления и менеджера в общественной жизни, а также социальную значимость профессии управляющего. Это требование сделать процесс управления полностью обоснованным, целесообразным и составление планов достижения целей таким образом, чтобы подчиненные работали с осознанием собственного достоинства и получали от работы удовольствие »
« Менеджмент - это способ и манера общения с людьми ( работниками )». « Менеджмент - это власть и искусство руководителя ». « Менеджмент - это умение и административные навыки организовать эффективную работу аппарата управления ( служб работников )». « Менеджмент - это орган управления, административные единицы, службы и подразделения ». « С функциональных позиций менеджмент - процесс планирования организации, мотивации и контролю, необходимый для формирования и достижения цели организации ».
Основные принципы образовательного менеджмента : глубокое убеждение в современных этичных ценностях ; сильная внутренняя корпоративная культура ; целостный взгляд на человека ; личные стимулы в работе ; поощрение разных взглядов ; единый статус всех работников ; постоянная подготовка и переподготовка персонала ; политика полной занятости ; ориентация на качество ; коллегиальное принятие решений ; максимальное делегирование полномочий ; поощрение горизонтальных связей ; особенности управленческой деятельности.
Основные особенности менеджмента : результаты труда управленцев не подлежат прямому измерению. Показатели эффективности руководства будут выражаться опосредствовано в показателях деятельности управляемых объектов. в качестве Предмета труда в сфере управления выступают не материально - предметные элементы производства, а люди и информация. труд в сфере управления выдвигает к руководителю повышенные квалификационные требования, поскольку низкое качество управления может привести к масштабным расходам и низкой производительной деятельности. труд руководителя имеет мобильный характер ( перемещение по всей территории организации, командировки ). содержание работы управления состоит из разных видов деятельности и огромного количества разнообразных операций ( работа с информацией, принятие решений, планирования, контроль и так далее ). творческий характер управленческого труда требует и знаний, и опыта, и интуиции. Управленческая деятельность - это в определенной мере искусство.
Пять базовых признаков управленческой деятельности : Пять базовых признаков управленческой деятельности : Менеджер определяет цели. Формирует систему целей, средства их достижения. Менеджер организует процессы. Формирует состав элементов процесса управления. Организует людей для достижения общих целей. Менеджер поддерживает мотивацию и коммуникацию. Умеет задействовать целесообразные методы и приемы влияния на людей. Менеджер определяет систему критериев оценки индивидуального и совместимого труда. Менеджер способствует профессиональному росту своих подчиненных и себя лично.
Задачи менеджера Сделать работников способными к совместной деятельности, нейтрализовать свойственные людям индивидуальные особенности. Организовать контроль за деятельностью персонала, разработать систему оценивания результатов деятельности и определиться со стимулами. Способствовать дальнейшему профессиональному росту персонала, выявлению талантов ; формировать кадровую политику ; готовить руководящий резерв. Нести персональную ответственность за дела. Стимулировать персонал к взаимодействию, создавать благоприятный микроклимат в коллективе. Создавать условия для результативной работы, эффективно использовать ресурсы организации.
Требования к деятельности менеджера образования Диагностические Прогностические Проектировочные Координационно - регулирующие ( организаторские ) Коммуникативные Мотивационные Эмоционально - волевые Оценочные Когнитивные ( гностицизм ) Языковые Моральные Физиологичные Физические
Условиями эффективного управления школой являются : Условиями эффективного управления школой являются : 1. Если школа как система научно обоснована. 2. Если управление как система научно обосновано. 3. Если управление направлено на развитие учебного заведения. 4. Если есть альтернативные управленческие решения и возможность выбора оптимального. 5. Если директор школы знает реальное состояние управляемой системы. 6. Если директор отслеживает изменения в состоянии учебно - воспитательного процесса, понимает факторы, которые их обеспечивают. 7. Если директор понимает и объясняет характер взаимодействия школы с внешней средой. 8. Если руководитель оптимально подбирает ресурсы ( время, средства, финансы и так далее ). 9. Если руководитель владеет и умеет моделировать в системе методов и технологий управления. 10. Если директор имеет четкие критерии эффективности деятельности школы и постоянно их отслеживает.
Директор- учитель Директор- исследователь Директор- хозяин Директор- менеджер
Иванов Вячеслав Юрьевич, директор Горловской общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней 40 «Аналитическое прогнозирование развития школы» Иванов Вячеслав Юрьевич, директор Горловской общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней 40 «Аналитическое прогнозирование развития школы»