Методы изучения полезности Выполнила студентка 245a группы: Галактионова Наталья
Методы изучения полезности I. Опосредствованные (поведенческие) методы II. Неопосредствованные методы. Суждения о полезности
Опосредствованные (поведенческие) методы Позволяют определять полезность исходов на основе серии решений, принимаемых человеком в процессе решения задачи с риском. Испытуемые не называют непосредственно субъективной ценности денег, или каких-либо предметов. Эту ценность исследователь определяет апостериори, с помощью анализа их поведения.
Метод Ф. Мостеллера и П.Ноги [1951] Цель: сконструировать функцию полезности для небольших денежных сумм и проверить, позволяет ли она предвидеть поведение человека. Суть: Испытуемым предлагали серию лотерей, каждая из которых могла быть принята или отвергнута. Решения типа «да или нет».
Пример pq а 1 - принятиеx-5 a2 - отклонение 00 Опр. Безразличие лотереи - выбор такой величины х= х 0, при которой обе лотереи одинаково привлекательны. Опр. х 0 - точка безразличия. Привлекательность лотереи определялась с помощью стратегии ожидаемой полезности.
Пример Безразличие наступает тогда, когда Измеряем полезность в интервальной шкале => можно произвольно установить полезность двух денежных величин, например: Эти единицы мы принимаем в качестве единиц измерения кардинальной полезности. В нашем примере единица полезности это расстояние от 0 до 5 центов. Теперь полезность u(х 0 ) можно определить с помощью уравнения: (1)
Пример Следовательно, зная денежные платежи и вероятности, мы в состоянии определить функцию полезности, при условии, что точка безразличия лотерей предварительно назначена. Чтобы определить эту точку, экспериментаторы систематически меняли величину х. Для определения точки безразличия применялся один из психофизических методов, называемый методом постоянных стимулов. Точка безразличия х 0 оценивалась величиной х, при которой данная лотерея принималась в 50% и отвергалась в 50% всех игр.
Вывод Метод Ф. Мостеллера и П. Ноги, в котором ключевой операцией является установление точки безразличия, позволяет определять функции полезности денег и предвидеть поведение людей. Предположение метода, что объективные вероятности р и q совпадают с субъективными. Точка безразличия х назначается совершенно произвольно. Метод чрезвычайно трудоемок и требует больших временных затрат. Недостатки
Метод Д. Девидсона, П. Саппеса, С. Зигеля [1957] Позволяет определить также субъективную вероятность исходов. Дано конечное множество исходов, которое складывается из шести элементов f, с, а, b d и g. Исходы упорядочены по возрастающей полезности: наименьшую полезность имеет исход f, а наибольшую g. Диапазон исходов по шкале полезностей одинаков Полезности: Исходы:fcabdg
Метод Д. Девидсона, П. Саппеса, С. Зигеля [1957] Исходы были - небольшие суммы денег, выраженные в центах. Исследовательская проблема: установление денежной ценности исходов f, с, а, b, d и g. Полезность измеряется по интервальной шкале => можно произвольно принять, что полезности, равные -4 и +6 центов, составляют : Конечная цель исследования: Ответ на вопрос: каковы денежные ценности исходов f, с, а, b, d и g.
Метод Д. Девидсона, П. Саппеса, С. Зигеля [1957] Исходы были - небольшие суммы денег, выраженные в центах. Исследовательская проблема: установление денежной ценности исходов f, с, а, b, d и g. Полезность измеряется по интервальной шкале => можно произвольно принять, что полезности, равные -4 и +6 центов, составляют : Конечная цель исследования: Ответ на вопрос: каковы денежные ценности исходов f, с, а, b, d и g.
Метод Д. Девидсона, П. Саппеса, С. Зигеля [1957] Ключевой операцией нахождение такого положения вещей Е, вероятность которого равняется 0,5. - вероятность наступления состояния, являющегося дополнением состояния E. Состояния Е и, удовлетворяющие вышеприведенному условию, будем обозначать символами Е* и Е'.
Метод Д. Девидсона, П. Саппеса, С. Зигеля [1957] Отношения безразличия где
Вывод Метод Д. Девидсона, опирающийся на формальную теорию полезности, большое достижение в области психологии. Однако сфера его применения сильно ограничена. Он слишком сложен и для повседневного применения в лаборатории и обыденной жизни требует больших временных затрат.
Непосредственные методы. Суждения о полезности 1. Метод оценки величины Дано множество исходов. Цель решающего задачу: определить свою кардинальную полезность. В начале исследований экспериментатор выбирает типовой исход и приписывает ему некоторую полезность, например 10 единиц. Затем он предъявляет лицу, решающему задачу, случайный ряд исходов и просит оценить их полезность по сравнению с типовым исходом (стимулом).
2. Метод конструирования величины 2. Метод конструирования величины Дана шкала полезности, и задачей испытуемого является нахождение таких исходов, которые отвечают разным ее величинам.
Спасибо за внимание!