Особенности мышления 4 классы г.
В процессе обучения ведущая роль принадлежит следующим типам мышления: Понятийное: Понятийное интуитивное мышление основано на личном опыте ребенка, связано с его возможностью разбираться в материале и самообучаться. Также этот тип мышления является основой для всех остальных «оперативных» типов мышления, речевого, абстрактного, аналитико-синтетического. Логическое: Логическое мышление характеризует способность ребенка совершать операции в процессе обучения: ребенок понимает суть правил, формул, видит зону их применения. Устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. Речевое и образное: Способность обобщать информацию, работать с понятием, будь то определение или правило на бумаге, схема или некий художественный образ. Абстрактное мышление: позволяет детям сознательно, по операционально планировать свою деятельность, гораздо быстрее формировать понятийные структуры и произвольно ими пользоваться. Это наиболее высокий уровень мышления. Однако при традиционном обучении в школе его развитию почти совсем не уделяется внимания, кроме программы по математике В.В. Давыдова. Развитость данного вида мышления может обуславливать успешность в изучении информатики, языков программирования, иностранных языков.
Коэффициент развития мышления и его типы: Развитость операций мышления формирует средний суммарный коэффициент вербального интеллекта (ВИ) Балов высокие показатели развития. 5-6,5 Средние ближе к высоким показатели развития. 4-6 Баллов средние показатели развития. 2-3,5 Балла, Низкие показатели развития 0-1,5 Дисфункции и пат. Особенности познавательной сферы.
Таким образом: Учащихся, получивших низкие баллы (ВИ), можно прогнозировать как группу дезадаптациии при переходе в пятый класс. Средние баллы могут давать основания говорить о стабильных, но невысоких результатах. Низкие результаты дают основание предполагать дезадаптациию в среднем звене. Уровень дисфункции дает основания для рекомендации ПМПК Высокий уровень развития предполагает успешность адаптации.
Результатыпо классам:
Общие выводы: Результаты развития типов мышления по программе Виноградовой и традиционной программе примерно сходные. Следует отметить более ранее развитие понятийного мышления и абстрактного мышления по программе Виноградовой. К концу обучения в начальной школе в виду возрастного развития показатели учащихся по традиционной программе «догоняют» учащихся по программе Виноградовой. Но, несомненным плюсом является наличие опережения формирования этих типов мышления в конце первого, начале второго класса. Следует отметить высокие показатели развития понятийного мышления всей параллели. Высокие показатели логического мышления в 4А и 4В что позволяет предполагать успешность в изучении математики и физики. В тех же классах высокие показатели развития абстрактного мышления, что позволяет делать выводы об успешности в информатике и иностранном языке. Высокие показатели понятийного мышления в 4Б и 4Г позволяют предполагать успешность в изучении предметов естественного цикла, гуманитарного профиля.
Общие выводы: Сочетание развития различных типов мышления в каждом классе позволяет обратить внимание учителей: русского языка и литературы на благоприятное развитие понятийного и речевого типа мышления в 4Г. Высокие показатели понятийно-логического мышления в 4А и 4В, могут быть интересными для организации работы с этими классами для учителей математики. Учителям иностранного языка: можно отметить высокие показатели развития абстрактного и речевого мышления в 4А, 4В. Высокие показатели речевого и понятийного мышления дают возможность обратить внимание учителей естественного цикла на 4Б и 4Г классы.
Следует отметить, что в группе дезадаптации отмечены учащиеся не только имеющие низкие показатели по данной методике, также учтено состояние эмоциональной и мотивационной сфер ребенка (выделено оранжевым):