СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ 2012 г. г. 1
Социальный заказ Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире » ( Национальная инициатива « Наша новая школа ») Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей ( Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования ) 2
Изменения в школе : от цели школьного обучения - усвоения знаний, умений, навыков к цели - формированию умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями ; от « изолированного » изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач ; от стихийности учебной деятельности ученика к её целенаправленной организации и планомерному формированию, созданию индивидуальных образовательных траекторий ; от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования 3
Современные образовательные результаты трактуются как изменения в личностных ресурсах ( мотивационных, операциональных, когнитивных ), которые могут быть использованы при решении значимых для личности и общества проблем ; представляют собой многокомпонентную систему, в которой образовательную ценность представляет не только система знаний ученика, но и освоение способов их получения, способность выявлять потребность в новых знаниях, умение быстро и эффективно, самостоятельно или во взаимодействии с другими учащимися восполнять имеющиеся пробелы 4
Личностные УУД : - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение ; - смыслообразование ; - нравственно - этическая ориентация. 5
Регулятивные УУД : Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка Саморегуляция 6
Познавательные УУД : Самостоятельное формулирование познавательной цели Поиск и выделение необходимой информации ; Структурирование знаний Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Рефлексия Смысловое чтение Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера 7
Коммуникативные УУД : Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Постановка вопросов Разрешение конфликтов Управление поведением партнера Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли 8
Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Отличительной особенностью школьного курса русского языка является значительно большая, чем у многих других предметов, его метапредметная направленность. 9
10
Создание проблемных ситуаций ( познавательные УУД ) 1) Почему глагол СКАЗАТЬ в одном случае пишется СКАЖЕТЕ, а в другом СКАЖИТЕ ? 2) СКАЗАТЬ – I спряжения 3) СКАЖЕТЕ – будущее время 4) СКАЖИТЕ – приказ, просьба 5) определить морфемный состав форм глагола : ска ´ ж - ЕТЕ скажи ´ - ТЕ 11
« Знаю – хочу узнать – узнал – научился »( личностные ууд ) Этап « Знаю » предполагает работу в паре : что я знаю о теме урока ; « Хочу узнать » - формулирование цели ; « Узнал » - соотношение старой и новой информации ; « Научился » - осознание результативности деятельности. 12
« Верные – неверные утверждения »( познавательные ууд ) Существительное – самостоятельная часть речи Существительное не изменяется Существительное изменяется по числам Существительное в предложении обычно является подлежащим. 13
Работа с текстом ( регулятивные, познавательные, коммуникативные ууд ) Составление плана Составление граф - схемы Тезирование Составление сводной таблицы Комментирование Составление кластера 14
Составление кластера на уроке литературы в 5 классе во время изучения рассказа И. С. Тургенева « Муму » создается такой кластер : Герасим Портрет Описание каморки Отношение к Му - му Отношение к барыне Отношение с дворовыми Отношение к Татьяне 15
Синквейн ( коммуникативные ууд, познавательные ууд ) Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн : Герасим добрый, трудолюбивый заботится, любит, работает не должен страдать из - за жестокости людей человек 16
Театрализация ( личностные, регулятивные, коммуникативные ууд ) Заключительный урок по басням И. А. Крылова 17
Проектная и исследовательская деятельность формирует коммуникативные регулятивные познавательные личностные 18
Системно - деятельностный подход « Формирование любых личностных новообразований умений, способностей, личностных качеств возможно лишь в деятельности » ( Л. С. Выготский ) 19
20