Развитие образовательного ядра инновационного кластера в Сарове Инновации на основе инновационного образования
Исходная точка в развитии образования Сарова Муниципальные учреждения школьного образования: 11 средних общеобразовательных школ, 1 гимназия, 2 лицея, общеобразовательная школа-интернат, коррекционная школа-интернат, «Центр образования» и 3 учреждения дополнительного образования детей ( 7700 учащихся) Саровский медицинский колледж ФМБА России ( 213 студентов) Саровский политехнический техникум ( 417 учащихся, в том числе 225 – начальное профессиональное образование, 192 – среднее профессиональное образование) Техникум СарФТИ НИЯУ МИФИ ( 134 студента) Саровский физико-технический институт – филиал НИЯУ МИФИ ( 1300 студентов) Аспирантура СарФТИ НИЯУ МИФИ ( 68 аспирантов) Аспирантура РФЯЦ-ВНИИЭФ ( 104 аспиранта и 32 соискателя) Дополнительные образовательные проекты для школьников: Школа Вектор ++, Проект «ВНИИЭФ талантливым детям», Летние и зимние физико- математические школы, Школьные Харитоновские чтения Вывод: в системе образования Сарова учатся около человек 2
Цель развития образовательного ядра кластера Сформировать современную систему подготовки специалистов для высокотехнологических отраслей, сочетающую прикладную науку и образовательные программы, включающие преподавателей и студентов в инновационную деятельность участников кластера Результаты: 1.приток хорошо подготовленных, инициативных, амбиционных выпускников школ магистрантов и аспирантов, 2.использование компетенций (специалистов, технологий, оборудования) ключевых участников кластера для воспроизводства высококлассных специалистов и расширения деятельности предприятий кластера и их партнеров Необходимо: 1.перейти от трансляции знаний к управлению познавательной деятельностью в процессе решения проблем; 2.акцентированно формировать исследовательские компетенции у студентов, аспирантов и школьников, развивать их предпринимательский потенциал 3
СарФТИ сегодня Физико-технический факультет 1 Факультет информационных технологий и электроники 2 Экономико-математический факультет 3 Гуманитарный факультет 4 Политехникум 5 9 кафедр, созданных с участием РФЯЦ- ВНИИЭФ: Прикладная математика Теоретическая и экспериментальная механика Радиофизика и электроника Специальное приборостроение Технологии специального машиностроения Экспериментальная физика Квантовая электроника Теоретическая физика Ядерной и радиационной физики Ресурсный центр «Технологии высоких плотностей энергий» и 7 научно-образовательных центров 6 4
Научно-исследовательские лаборатории СарФТИ Экспериментальные исследования нестационарных гидродинамических течений - кафедра «Теоретической и экспериментальной механики» Исследование поведения веществ при ударно- волновых нагрузках - кафедра ТИЭМ Лаборатория перспективных методов исследования экстремальных состояний вещества - кафедра ТИЭМ Сильных магнитных полей и физики твердого тела - кафедра «Экспериментальной физики» Физика сверхсильных световых полей - кафедра «Квантовой электроники» Наноструктурированные системы - кафедра «Электроники» Молекулярно-генетические методы исследования действия ионизирующих излучений на биологические объекты - заместитель руководителя по научной работе СарФТИ НИЯУ МИФИ Автоматизированные системы управления и обработки информации в медицине - кафедра «Технологии специального машиностроения» 5
Задачи развития образовательного ядра кластера Задачи 1. Повышение привлекательности университета в Сарове, мобильность магистрантов и аспирантов - технологии ядерной науки - радиационные технологии - технологии создания новых материалов - технологии машиностроения и приборостроения - технологии проектирования, конструирования, моделирования и инжиниринга сложных технологических объектов и систем 2. Развитие научно- исследовательской лабораторной университетской базы и числа направлений магистерской подготовки: 3. Формирование эффективной системы сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями и резидентами инновационного кластера 5. Повышение квалификации и вовлечение преподавателей школ, а также школьников в проектную деятельность на исследовательской базе университета 4. Инкубация инновационных проектных команд и малых предприятий, создаваемых преподавателями, аспирантами и магистрантами 6
Принципы развития образовательного ядра кластера Ставка на интеграцию образования и ключевых участников кластера Ставка на избыточность подготовки специалистов Ставка на научно-технических лидеров, развивающих научно- образовательные школы в инновационных направлениях деятельности Ставка на широкую межвузовскую кооперацию Ставка на расширение пространства и конкуренцию на рынках образовательных услуг и труда Ставка на уникальные компетенции, включенные в технологические цепочки Ставка на гуманитарную конкурентоспособность и социальную жизнь студентов 7
Проекты развития образовательного ядра кластера Межвузовская научно-образовательная площадка (Инновации-наука-образование), включающая общежития и площади для развития частных образовательных проектов Сертификационный центр квалификаций и компетенций Создание системы координации развития образования Всероссийская физико-математическая школа Росатома Рабочей группе необходимо уточнить позицию по подготовке специалистов начального и среднего профессионального образования, а также по формированию бизнес-школы 8
Нам необходимо получить От группы «Глобальный маркетинг» долгосрочный прогноз перспективных научно-технических и предпринимательских тенденций и их кадрового аспекта (востребованных на перспективу компетенций), позволяющий оценить необходимые ресурсы От группы «Конференция поставщиков» оперативный прогноз кадровых потребностей кластера, дифференцированный как по инженерным направлениям (новая энергетика, IT-технологии, новые материалы, приборостроение и механотроника), так и по фазам создания и продвижения продукта (анализ запросов рынка, генерация технических решений, создание прототипов и серийных образцов, запуск серийного производства, продажи и продвижение, управление жизненным циклом) От группы «Развитие технопарка и инвестиционная политика» анализ крупных инвестиционных программ и иных заметных финансовых потоков на предмет возможности/необходимости вложения их части на образовательные программы кластера От группы «Профессиональные сообщества» обзор и анализ имеющихся ресурсов общественной поддержки образовательной политики кластера, как публичной, так и неформальной, в первую очередь со стороны профессиональной общественности, а также в политических, культурных, предпринимательских и иных влиятельных кругах От группы «Организационное развитие» предложения по созданию/использованию институтов, позволяющих эффективно объединить усилия участников кластера и иных заинтересованных сторон в выработке и реализации образовательных программ кластера От группы «Городская среда и культура» перечень кластерных/общегородских инфраструктурных проектов, допускающих их использование, в том числе совместное, в целях как собственно образования, так и развития человеческого капитала в целом. 9