Стартовая диагностика готовности первоклассников к обучению в начальной школе. Оценка готовности ребёнка к школе проводится на основании концепции школьной зрелости ребёнка ( Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер и др.). Составляющие школьной зрелости: психофизиологическая и интеллектуальная зрелость; личностная зрелость; социальная зрелость; эмоциональная зрелость.
Диагностика первоклассников.
Показатели готовности к обучению в начальной школе: общее развитие ребёнка; сформированность предпосылок овладения грамотой и математикой; наличие учебных навыков; индивидуально-личностные особенности ребёнка; здоровье первоклассников; семья как ресурс школьной успешности ребёнка; Ресурсы и цена адаптации.
Диагностика речевых нарушений. Цель: ранняя диагностика нарушений речи для оказания своевременной помощи в полноценном усвоении общеобразовательной программы.
Задачи диагностики: фонетико-фонематическая сторона речи; лексические компоненты речи; грамматическая сторона речи обучающихся; синтаксический компонент речи и связная речь; невербальные психические функции в единстве с речевым развитием; учебная мотивация.
Принципы диагностики: Этиопатогенетический (учёт этиологии и механизма нарушения речи); Системный подход, раскрывающий понятие сложного строения речевой деятельности и системности язык; Подход к речевым нарушениям с позиции связи речи с другими сторонами психического развития.
Справка о результатах диагностического обследования уровня речевого развития учащихся первых классов МБОУ НОШ 23 г. Бикина. ( учебный год) Полное обследование речевого развития прошли 118 учащихся школы. Цель: выявить характер речевых нарушений первоклассников для своевременного оказания коррекционно-развивающей помощи и предупреждения дальнейших трудностей в усвоении программы общеобразовательной школы. Речевые нарушения. (Общее количество учащихся, нуждающихся в коррекционной помощи учителя- логопеда.) Нарушения произношения отдельных фонем. Фонетико- фонематическое недоразвитие речи. Фонетико- фонематическое недоразвитие речи с элементами лексико- грамматического недоразвития
Основные параметры диагностики: звукопроизношение, фонетико-фонематические процессы, грамматический строй речи, уровень сформированности связной речи, словарный запас.
По результатам диагностического обследования речевого развития первоклассников на логопедическом пункте при МБОУ НОШ 23 созданы логопедические группы для коррекции фонетико-фонематических нарушений речи и для коррекции фонетико-фонематических нарушений речи с элементами лексико-грамматического недоразвития. На индивидуальных занятиях проводится коррекция звукопроизношения.