Проектно- исследовательская работа:»Какой быть молодежной лексике?» Выполняли : ученицы 8 «а» класса Завалко Людмила, Михайленко Татьяна, Даниленко Валерия. Руководитель: Горбенко Наталья Николаевна. учитель русского языка и литературы. г. Новочеркасск, 2011 г.
« МОЛОДЕЖНЫЙ ЛЕКСИКА » ДЕЛИТЬСЯ НА 2 ПОДГРУППЫ : СЛЕНГ И ЖАРГОН. В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ЭТО ДВА СВОЕОБРАЗНЫХ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ « ЯЗЫКА » СОЗДАЮТ ПОВЕРХНОСТЬ РУССКОГО ЯЗЫКА.
. Цель нашего исследования, - определить оправданно ли употребление в нашей речи иноязычных слов, вывести ответ, какой должна быть молодежная лексика. задачи: - провести анкетирование для выявления особенностей восприятия заимствованных слов молодежи от лет; - сравнить плюсы и минусы значения сленга, жаргонизма. - узнать влияние жаргонизмов и сленга на молодежь. -разъяснить словообразование сленга и жаргонизмов. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
М ОЛОДЕЖНЫЙ СЛЕНГ. Молодежный сленг появился не так давно, возник вместе с жаргоном, разновидность лексики имеет размытые границы, часто пересекающиеся. Молодежный сленг – слова, употребляющиеся только людьми определенной возрастной группы, заменяющие обыденную лексику и отличающиеся разговорной, а иногда и грубо – фамильярной окраской. Судьба сленговых слов и выражений неодинакова: 1. одни из них с течением времени настолько приживаются, что переходят в общеупотребимую речь; 2. ; другие существуют лишь какое – то время вместе со своими носителями, а затем забываются и даже ими, не доживая до физической смерти последних; 3. остаются сленговыми на протяжении длительного времени и жизни многих поколений, никогда полностью не переходят в общеупотребительный язык, но в то же время и совсем не забываются
П УТИ И СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЕЖНОГО СЛЕНГА : стремительное развитие жизни отсутствие в русском языке достаточно стабильного перевода большего числа фирменных рекламных терминов молодежный сленг
Выделяются более 10 способов образования сленга, тем самым, подтверждая тезис о постоянном обновлении словарного состава сленга Имя существительное. Суффиксы - ух (а) кличка – кликуха;. - а г (а) - журналюга, обща га; –яр (а) -кот – котяра; –л (а) - водила (от водитель); –пик, - ник, - ач -халява – халявпик, тусоваться – тусовпик, стучать – стукач.; – ак -депрессия – депресняк; –лк (а), - страшилки; – еж - балдеж ( от балдеть) гла гол –ну, - а ну - тормознуть, лопухнуться; – со - слинять, свалить; От – отвалить, откатиться; Имя прила гательное Усечение и метафорика. шиза – шизофрения; аквариум, обезьянник – «скамейка в милиции для задержанных», голяк – полное отсутствие чего – либо, улетать – чувствовать себя превосходно ; юмористическая трактовка означаемого: Лохматы – лысый, баскетболист – человек маленького роста, мерц (Мерседес) педальный – велосипед.
М ОЛОДЕЖНЫЙ ЖАРГОН. Жаргон – речь, какой – либо объединенной общими интересами группы, содержащая много отличающихся от общего языка слов и выражений, не вполне понятных окружающим. Жаргонизмы делятся на подгруппы: школьный жаргон, фамильярный жаргон, жаргон с положительной и эмоциональной окраской, слова и выражения с эмоциональным значением, оценочная лексика
Школьный жаргон. школьный жаргон можно квалифицировать как корпоративный молодежный жаргон. Школьный жаргон включает в себя наименование 1. учебных предметов (матеша - математика, физ-ра – физкультура и т.д.). 2 Школьных оценок ( параша, твикс – оценка «2», крендель, трои бас – оценка «3»). 3. Некоторых школьных помещений ( столовка – столовая, тубзик – туалет и т.д.). 4 Отдельных работников школы ( училка – учительница, дерюжка – директор и т.д.). 5 Видов учебной деятельности ( домашка - домашняя работа, контроша – контрольная работа) и пр. К указанной группе примыкают представляющие собой наименования педа гогических работников по преподаваемому предмету (например, физичка – учитель физики, биологичка – учитель биологии, англичанка – учительница английского языка и т.п.) или по роду профессиональной деятельности ( завучиха – заведующая учебной частью.
Слова и выражения с эмоциональным значением. Сюда в первую очередь относят гла голы типа балдеть, кайфовать (переживать приятные чувства, испытывать положительные эмоции), тащиться, торчать ( испытывать наслаждение, удовольствие ), опухнуть ( поразиться, быть удивленным), фразеосочетания выпасть в осадок (быть удивленным, пораженным), быть на измене (быть выбитым из колеи; быть крайне удивленным, сильно испуганным)
Фамильярная лексика В употреблении жаргонизмов молодыми людьми старшего возраста также прослеживается тенденция использования фамильярной лексики по отношению к социально значимым явлениям, традиционно уважаемым в обществе: родителям ( предки, черепа ), умершим и самому факту смерти ( свежачок – мертвец, крякнуться, ласты надуть – умереть); взаимоотношения между мужчиной и женщиной ( клеить, снимать – знакомиться с представителем противоположного пола). Лексика с положительной эмоциональной окраской. Лапа – симпатичная девушка; кадр – веселый человек, шутник; пеструнцы – малыши и т.д.
Оценочная лексика. Клевый – хороший, отличный; гнилой – плохой, отвратительный; мрачный – выделяющий отрицательную сторону. Оценочные эмотивы типа базовый, крутой, чумовой (нестандартный, неординарный, из ряда вон выходящий) получают положительную или отрицательную оценочную «привязку» и соответственно эмоциональную окрашенность лишь в конкретной ситуации словоупотребления.
В РЕЗУЛЬТАТЕ НАШЕГО ОПРОСА ОКАЗАЛОСЬ, ЧТО 111 ЧЕЛОВЕК ЗНАЮТ, ЧТО ТАКОЕ ЖАРГОННАЯ ЛЕКСИКА ИЗ 129.
А НКЕТИРОВАНИЕ.( ПАРНИ И ДЕВУШКИ ) В ОПРОС 3: Н А ВОПРОС «З НАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО ТАКОЕ ЖАРГОННАЯ ЛЕКСИКА ?» 111 ЧЕЛОВЕК ОТВЕТИЛИ « ЗНАЮТ », ЧТО ТАКОЕ ЖАРГОННАЯ ЛЕКСИКА ИЗ 129. НА ВОПРОС «К АК ВЫ ОТНЕСЕТЕСЬ К ТОМУ, ЧТО МОЛОДЕЖЬ АКТИВНО УПОТРЕБЛЯЕТ ЖАРГОННУЮ ЛЕКСИКУ : НА ОТВЕТ « ПОЛОЖИТЕЛЬНО » СОСТАВИЛ 16,27%, НА ОТВЕТ « ОТРИЦАТЕЛЬНО »19,73%, А НА ОТВЕТ « ВСЕ РАВНО » 64% УЧЕНИКОВ. ВОПРОС «С МОГЛИ БЫ ВЫ ПОДОБРАТЬ СИНОНИМЫ К ДАННОМУ СПИСКУ СЛОВ : ДЕРЮЖКА, ПЕША, ШРАЙБАТЬ, СВЕЖАЧОК, БАБКИ » ДЕРЮЖКА – 0% ПЕША – 0% ШРАЙБАТЬ – 0% СВЕЖАЧОК – 0% БАБКИ – 9,3% В СЕ ОСТАЛЬНЫЕ 90,7 % НИЧЕГО НЕ ЗНАЮТ. В ОПРОС 6: З НАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО ТАКОЕ СЛЕНГ ? О ТВЕТ « ДА » СОСТАВИЛ 87,5%, ОТВЕТ « НЕТ » 12,5% В ОПРОС 7 «, КАК ВЫ, СЧИТАЕТЕ, НАСКОЛЬКО ОН ИЗМЕНИТ ОБЛИК РУССКОГО ЯЗЫКА, ОБОГАТИТ ИЛИ ИСПОРТИТ ?» 63% УЧЕНИКА ОТВЕТИЛИ, ЧТО « ИСПОРТИТ », 21% ОТВЕТИЛИ, ЧТО « ОБОГАТИТ »,26% ОТВЕТИЛИ « НЕ ЗНАЮ ».
Библиография: 1. Никитина Т.Г. «Так говорит молодёжь».- 2-е изд. М., 1994 г. 2. Новиков В. «Словарь модных слов» -М. Аграф, 2006 г. 3. Зюганов И., Еганова Ф. «Словарь молодёжного сленга». Сост.-3-е изд.-М., 2003 г. 4. Стерин И.А. «Словарь молодёжного жаргона» Воронеж распространённого среди неформальных молодёжных объединений» - М., 1988 г. 5. Запесоцкий А.С., Файн А.П. «Эта непонятная молодёжь» М., 1990 г. 6. Мазурова А.И. «Словарь сленга, 1992 г. 7. Скворцов Л.И. «Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи»-М., 1996 г.