ПЛАН Элементы математической химии Вклад в развитие физической химии Основные работы М.В. Ломоносова по химии Закон сохранения массы вещества Наука о.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация «М.В. Ломоносов в области химии». Выполнила: ученица 11 Бкласса МОУ СОШ 6 Иванова Елена. Учитель: Гаврилова Г.Н.
Advertisements

Гениальный русский ученый во многих отраслях знаний, поэт, просветитель, один из самых выдающихся светил мировой науки.
Славный путь Ломоносова в области химии Ломоносов был одним из величайших новаторов в истории химии всех времен. Он по-новому осознал роль и значение.
«В земное недро ты, химия, Проникни взора остротой, И что содержит в нём Россия, Драги сокровища открой» М.Ломоносов.
Презентация «М.В. Ломоносов – гений земли русской». Выполнила: ученица 10 е класса ГОУ ВСШ 203 Варенова Лилия. Учитель: Шевякова К.В.
Презентация «М.В. Ломоносов – гений земли русской». Выполнила: ученица 10е класса ГОУ ВСШ 203 Варенова Лилия. Учитель: Шевякова К.В.
Образовательное учреждение г. ПРЕЗЕНТАЦИЯ М.В. Ломоносов – ученый-химик Выполнил(а): 2011.
Михаил Васильевич Ломоносов Работу выполнили ученики 10 класса МОУ «Гимназия 2 г.Тосно»: Бутылина М. и Выголко Н. Руководитель проекта: учитель.
Михаил Ломоносов родился 19 ноября (8 ноября по старому стилю) 1711 года в деревне Денисовка (ныне село Ломоносово) в семье помора. В 19 лет ушел учиться.
«Слово о пользе химии» М.В. Ломоносов (1751 г.). Михаил Васильевич Ломоносов 8 (19) ноября 1711 года у Василия Дорофеевича Ломоносова родился сын – Михайло.
Автор : Политова Елена Руководитель : Колбинева З. Э.
Любимая наука Ломоносова – химия. «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие… Куда не посмотрим, куда не оглянемся, везде обращаются пред.
Открытия М. В. Ломоносова в химии Выполнила работу ученица 8 класса « Б » ГОУ ЦО 627 Аладьина Надежда.
Любимая наука Ломоносова – химия Работу выполнила ученица 9 «А» класса Бламыкова Кристина Татарстан, Казань ГБС(К)ОУ «Казанская школа- интернат 1-2 вида.
Министерство образования и науки астраханской области ОГОУ НПО «Профессиональный лицей 1 » Авторы: Усенов А.А. группа ОУ НПО Бекбусинов А. Г. группа.
Автор : Политова Елена Руководитель : Колбинева З. Э.
ЭКСКУРСОВОДЫ: КОМАНДА «ЮНЭК» ЭЛЬГЯЙСКАЯ СОШ РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) РУКОВОДИТЕЛЬ: АЛЕКСЕЕВА Р.А.- УЧИТЕЛЬ ХИМИИ Экскурсия по лабораторию М.В.Ломоносова.
Он создал первый университет, но, лучше сказать, он сам был нашим первым университетом ! А.С. Пушкин Он создал первый университет, но, лучше сказать, он.
Роберт Бойль (25.I.1627–30.XII.1691) Английский физик, химик и философ. Роберт Бойль проделал множество опытов по прокаливанию металлов в запаянных ретортах.
Транксрипт:

ПЛАН Элементы математической химии Вклад в развитие физической химии Основные работы М.В. Ломоносова по химии Закон сохранения массы вещества Наука о стекле Достоприме- чательности

В 2011 году исполнится 300 лет со дня рождения великого русского ученого, основателя Московского государственного университета Михаила Васильевича Ломоносова. М.В. Ломоносов - родился 8 (19) ноября 1711 в деревне Мишанинская (ныне – село Ломоносово близ Холмогор) Архангелогородской губернии Российской империи..

Основные работы М.В. Ломоносова по химии г. Элементы математической химии г. Элементы математической химии г. О действии химических 1743 г. О действии химических растворителей вообще. растворителей вообще г. О рождении и природе селитры г. О рождении и природе селитры г. О пользе химии г. О пользе химии г. Введение в истинную 1752 г. Введение в истинную физическую химию. физическую химию.

Химические исследования М.В. Ломоносова. В течение многих лет химия являлась основным занятием Ломоносова. В начале 18 века химия ещё не оформилась как наука, ещё не было выработано общих положений, которые могли бы объединить всю сумму накопленных знаний, отсутствовали количественные методы исследований и химические реактивы нужной чистоты. Теория флогистона (теплорода) могла заводить в тупик любого мыслящего экспериментатора. В течение многих лет химия являлась основным занятием Ломоносова. В начале 18 века химия ещё не оформилась как наука, ещё не было выработано общих положений, которые могли бы объединить всю сумму накопленных знаний, отсутствовали количественные методы исследований и химические реактивы нужной чистоты. Теория флогистона (теплорода) могла заводить в тупик любого мыслящего экспериментатора.

Продолжая свою идею о строении смешанных тел из корпускул, опубликованную в его первой диссертации, Ломоносов развивает её в своей следующей работе «Элементы математической химии». Определения Ломоносова: 1. Химия – наука об изменениях, происходящих в смешанном теле, поскольку оно смешанное. 2. Практическая часть химии состоит в историческом познании изменений смешанного тела. Практическая часть химии, подобно науке исчисления, есть особый метод познания: как из нескольких данных чисел практическая арифметика находит другие, так и через химическую практику из нескольких взятых тел порождаются новые. 3. Теоретическая часть химии состоит в философском познании изменений смешанного тела. Истинный химик должен быть теоретиком и практиком…также философом.

Ломоносов первым в истории дал достаточное полное и верное определение химии как науки. Он вводит понятие неделимого элемента – в современном понимании «атома». Корпускулы, состоящие из элементов, – это «молекулы».

«Элементы математической химии». Об элементах. Элемент – есть часть тела, не состоящая из каких-либо других меньших отличающихся от него тел. Корпускула есть собрание элементов, образующее одну малую массу. Корпускулы однородны, если состоят из одинакового числа одних и тех же элементов, соединенных одинаковым образом. Корпускулы разнородны, когда элементы их различны и соединены различным образом или в разном числе; от этого зависит бесконечное разнообразие тел.

«Элементы математической химии». О смешанных телах. Смешанное тело есть то, которое состоит из двух различных начал, соединенных между собой…. Корпускулы, состоящие непосредственно из элементов, называются первичными. Корпускулы, состоящие из нескольких первичных, и притом различных, называются производными. Итак, смешанное тело состоит из производных корпускул. Составное тело есть такое, которое состоит из смешанных тел, слившихся друг с другом.

Диссертация «О действии химических растворителей вообще». Принцип сохранения силы (или движения) для Ломоносова стал начальной аксиомой в рассмотрении им аргументов в обосновании молекулярного теплового движения. Принцип этот регулярно применяется им в ранних работах. В 1743 г. он пишет: «Когда какое-либо тело ускоряет движение другого, то сообщает ему часть своего движения; но сообщить часть движения оно не может иначе, как теряя точно такую же часть». Аналогичны соображения о принципе сохранения вещества, показывающего несостоятельность теории теплорода.

Глубокое материалистическое понимание природы и происходящих в ней процессов и явлений позволило Ломоносову впервые в истории науки дать чёткую формулировку закона сохранения материи и движения.

В диссертации «О металлическом блеске» (1745) Ломоносов пишет: «…При растворении какого-либо неблагородного металла, особенно железа, в кислотных спиртах из отверстия склянки вырывается горючий пар, который представляет собой не что иное, как флогистон, выделившийся от трения растворителя с молекулами металла (ссылка на диссертацию «О действии химических растворителей вообще) и увлеченный вырывающимся воздухом с более тонкими частями спирта. Ибо: 1) чистые пары кислых спиртов не воспламенимы; 2) извести металлов, разрушившихся при потере горючих паров, совсем не могут быть восстановлены без добавления какого-либо тела, изобилующего горючей материей».

Основные сомнения М. В. Ломоносова связаны с вопросом невесомости флогистона, который, удаляясь при кальцинации из металла, даёт возрастание веса продукта прокаливания в чём учёный усматривает явное противоречие «всеобщему естественному закону». М. В. Ломоносов оперирует флогистоном как материальным веществом, которое легче воды по существу указывая на то, что это водород. К аналогичному выводу («горючий воздух» флогистон, позднее названный водородом), более 20 лет спустя пришел английский ученый Г. Кавендиш, который был уверен, что его открытие разрешает все противоречия теории флогистона. Идентичный вывод М. В. Ломоносова в работе «О металлическом блеске» (1751) «остался незамеченным».

«Введение в истинную физическую химию». Рукопись М. В. Ломоносова М. В. Ломоносов своей «корпускулярной философией» не только подвергает критике наследие алхимии и ятрохимии, но, выдвигая продуктивные идеи, использовавшиеся им на практике формирует новую теорию, которой суждено было стать фундаментом современной науки.

М. В. Ломоносовым были заложены основы физической химии, когда он сделал попытку объяснения химических явлений на основе законов физики и его же теории строения вещества. Он пишет: Физическая химия есть наука, объясняющая на основании положений и опытов физики то, что происходит в смешанных телах при химических операциях. Леонард Эйлер говорит о М. В. Ломоносове не только и не столько как о сформировавшем новую научную методику, сколько как о первенствующем в основоположении новой науки физической химии вообще. Цель физической химии Ломоносов видел в изучении химических превращений физическими методами. Сам он успел выполнить лишь небольшую часть намеченных работ.

Ломоносов изучал влияние на вещество высоких и низких температур и давления, проводил опыты в пустоте, изучал явления вязкости, капиллярности, кристаллизации, образование растворов и растворимость в разных условиях, преломление света и действие электричества в растворах.

Учась у Генкеля в Германии, Ломоносов имел возможность пользоваться лучшей химической лабораторией того времени. По возвращению в Россию он всячески добивался создания своей химической лаборатории. Прошение М. В. Ломоносова об учреждении химической лаборатории, его план этой лаборатории и её макет. Музей М. В. Ломоносова. Санкт-Петербург.

В своей Химической лаборатории М. В. Ломоносов в годах впервые за всю историю науки читал курс физической химии студентам академического университета. А разрешение на строительство этой лаборатории он смог получить только после трёхлетних усилий это была первая научно-исследовательская и учебная лаборатория в России.... без лаборатории принуждён только одним чтением химических книг и теориею довольствоваться, а практику почти вовсе оставить и для того от ней со временем отвыкнуть. М. В. Ломоносов. В октябре 1748 года, когда она, наконец, была построена, и получила оборудование, изготовленное по чертежам и проектам самого учёного, он начал проводить в ней экспериментальные исследования по химии и технологии силикатов, по обоснованию теории растворов, по обжигу металлов, а также осуществлял пробы руд.

В химической лаборатории Ломоносов провёл более 4-х тысяч опытов! Им разработана технология цветных стёкол (прозрачных и «глухих» смальт). Эту методику он применил в промышленной варке цветного стекла и при создании изделий из него.

Масса веществ, вступающих в химическую реакцию, равна массе веществ, образующихся в результате реакции.

Стекольное производство того времени имело в своём распоряжении весьма скудный ассортимент реактивов, что, конечно, сказывалось на окраске изделий: производившееся Санкт-Петербургским стеклянным заводом было в основном бесцветно, или окрашено в синий и зелёный цвета. Немецкий стеклодел Иоганн Кункель ещё в XVII веке обладал секретом красного стекла «золотого рубина» (известен ещё в Древнем Риме включение золота при варке). Но и Кункель унёс в могилу свою тайну. М. В. Ломоносов был одним из первых, кто разгадал эту рецептуру. Учёный работал со стёклами и другими силикатными расплавами ещё в процессе изучения им технологии горнорудного и металлического дела в Германии. В 1751 году Санкт-Петербургский Стеклянный завод через Академию наук заказал исследования по разработке цветных стёкол М. В. Ломоносову. Эмпирическая технология стеклоделия тогда применялась только практиками, не владевшими никакими научными методами. М. В. Ломоносов и его однокашник Дмитрий Виноградов, создатель русского фарфора, первыми заявляют о необходимости знания химии для создания стёкол. М. В. Ломоносов сумел доказать необходимость лабораторного и производственного персонала.

И вот слова Л. Эйлера, подтверждающие признание роли М. В. Ломоносова в основании науки о стекле и не только в его отечестве: «Как я всегда удивляюсь счастливому твоему остроумию, которым в толь разных науках превосходствуешь и натуральные явления с особливым успехом изъясняешь, так приятно было мне известие... Достойное вас дело есть что вы стеклу возможные цвета дать можете. Здешние химики сие изобретение за превеликое дело почитают».

Надо сказать, что большинство физико- химических исследований и сочинений Ломоносова остались незаконченными. Можно предположить, что основной причиной тому была незаурядная разносторонность ученого. Надо сказать, что большинство физико- химических исследований и сочинений Ломоносова остались незаконченными. Можно предположить, что основной причиной тому была незаурядная разносторонность ученого.

В заключение подведем некоторый итог сделанному Ломоносовым в химии и физической химии. За сравнительно короткое время в основанной им химической лаборатории были заложены научные основы русской промышленности по производству цветного стекла. Разработаны приемы и методы аналитических исследований руд и сырья из различных месторождений России. Работы Ломоносова в области физической химии заложили основы развития этой науки в нашей стране. В заключение подведем некоторый итог сделанному Ломоносовым в химии и физической химии. За сравнительно короткое время в основанной им химической лаборатории были заложены научные основы русской промышленности по производству цветного стекла. Разработаны приемы и методы аналитических исследований руд и сырья из различных месторождений России. Работы Ломоносова в области физической химии заложили основы развития этой науки в нашей стране.

И, пожалуй, самое важное в его трудах - это пропаганда химических знаний. Непревзойденным образцом такого рода остается «Слово о пользе химии», прочитанное в Академическом собрании в 1751 г. До сих пор живут сказанные тогда слова: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие... Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются пред очами нашими успехи ея прилежания ».

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Заключение