Профессиональная ориентация учащихся: проблемы и перспективы» Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. СЕНЕКА СЕНЕКА
Цель: Выявить проблемы в работе по профориентации в ОУ Тугулымского городского округа и определить перспективы ее развития в рамках реализации программы модернизации образования РФ Цель: Выявить проблемы в работе по профориентации в ОУ Тугулымского городского округа и определить перспективы ее развития в рамках реализации программы модернизации образования РФ
Задачи: Познакомиться с историей становления профессиональной ориентации молодежи; Познакомиться с историей становления профессиональной ориентации молодежи; Обобщить опыт работы учителей, психологов, работающих в данном направлении; Обобщить опыт работы учителей, психологов, работающих в данном направлении; Определить: Определить: а) потребности учащихся и родителей в организации и применении новых активных форм профориентации среди школьников; б) перспективы развития профориентационной работы среди учащихся в связи с предпрофильной подготовкой и переходом на профильное образование в рамках реализации программы модернизации образования РФ; В ходе работы «круглого стола»: В ходе работы «круглого стола»: а) выявить возможности социальных институтов поселка (центр занятости населения, профессиональное училище, реабилитационный центр «Сказка», муниципальное управление образования и т.д.); б) привлечь их к сотрудничеству для решения данной проблемы.
1903 г. - первый кабинет профориентации в Страсбурге (Франция) 1903 г. - первый кабинет профориентации в Страсбурге (Франция) 1908 г. - специализированное бюро в Бостоне (США) 1908 г. - специализированное бюро в Бостоне (США) История возникновения профориентации
История профориентации в России. 60-е г. XIX в. - создание системы обучения, получившую международное название «Русской системы» 60-е г. XIX в. - создание системы обучения, получившую международное название «Русской системы» 1900 год – Издание «Кающийся энциклопедист» выделены четыре типичных варианта выбора профессии 1900 год – Издание «Кающийся энциклопедист» выделены четыре типичных варианта выбора профессии 1913 год - Московским губернским земством был издан труд С. М. Богословского "Система профессиональной классификации" год - Московским губернским земством был издан труд С. М. Богословского "Система профессиональной классификации".
1897 – первая служба по «приисканию» работы; 1897 – первая служба по «приисканию» работы; службы по «приисканию» работы приобрели государственный статус службы по «приисканию» работы приобрели государственный статус Конец ХIХ в. - начало ХХ в. Конец ХIХ в. - начало ХХ в.
1921 – лаборатории по вопросам профориентации (Ленинград, Москва, Харьков, Казань) – лаборатории по вопросам профориентации (Ленинград, Москва, Харьков, Казань) Бюро по профконсультации (Свердловск и другие города СССР) Бюро по профконсультации (Свердловск и другие города СССР) – открыто 50 Бюро профконсультаций по стране – открыто 50 Бюро профконсультаций по стране В период НЭПа и в начале 30-х гг. В период НЭПа и в начале 30-х гг. За 1927–1928 гг. было обследовано 2700 подростков, а за последующие 10 лет 7 млн 600 тыс. человек. За 1927–1928 гг. было обследовано 2700 подростков, а за последующие 10 лет 7 млн 600 тыс. человек.
отмена трудового обучения в школе и резкое свертывание профориентационной работы отмена трудового обучения в школе и резкое свертывание профориентационной работы Период сталинского тоталитаризма. Период сталинского тоталитаризма.
Конец 50-х гг. - первые диссертации по проблемам школьной профориентации; Конец 50-х гг. - первые диссертации по проблемам школьной профориентации; 60-е гг. - Научно- исследовательский институт трудового обучения и профориентации при Академии педагогических наук СССР 60-е гг. - Научно- исследовательский институт трудового обучения и профориентации при Академии педагогических наук СССР Период хрущевской «оттепели» Период хрущевской «оттепели»
С середины 60-х до середины 80-х гг. С середины 60-х до середины 80-х гг. На первом месте - интересы народного хозяйства и обороноспособности страны. Интересы личности не учитываются На первом месте - интересы народного хозяйства и обороноспособности страны. Интересы личности не учитываются Период «застоя», ущемление многих свобод Период «застоя», ущемление многих свобод
1986 – создана реальная государственная служба профориентации молодежи (более 60 региональных Центров профориентации молодежи, множество пунктов профконсультаций) 1986 – создана реальная государственная служба профориентации молодежи (более 60 региональных Центров профориентации молодежи, множество пунктов профконсультаций) С середины 80-х до начала 90-х гг. Период горбачевской «перестройки» С середины 80-х до начала 90-х гг. Период горбачевской «перестройки»
закон «О занятости населения», профориентация переведена в службы занятости; закон «О занятости населения», профориентация переведена в службы занятости; закон «Об образовании», резкое сокращение финансирования школы закон «Об образовании», резкое сокращение финансирования школы 90-е годы 90-е годы эпоха «демократических преобразований», эпоха «демократических преобразований», школьная профориентация была почти разрушена школьная профориентация была почти разрушена
2002 – Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года 2002 – Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года внедрение профильного образования в учебные заведения внедрение профильного образования в учебные заведения 2000 – 2008 год… – 2008 год…. Сегодня профориентация снова вернулась в школы Сегодня профориентация снова вернулась в школы
Профориентацию запрещали: Профориентацию запрещали: В 30-е года В 30-е года В 70–80-е года В 70–80-е года В 90-е года В 90-е года политическими способами политическими способами бюрократическими способами бюрократическими способами экономическими способами экономическими способами (почти не финансировали). (почти не финансировали).
Источники информации Родители Родители Родственники Родственники Друзья Друзья Учителя Учителя СМИ СМИ Интернет Интернет Книги Книги
Некоторые проблемы выпускников ОУ – успешное окончание школы и неуспешное обучение в вузе; – успешное окончание школы и неуспешное обучение в вузе; – учащиеся бросали учебу в вузе, как только ближе знакомились с предполагаемой профессией после обучения; – учащиеся бросали учебу в вузе, как только ближе знакомились с предполагаемой профессией после обучения; – иногда выпускники не работали по специальности; – иногда выпускники не работали по специальности; – не всегда выбирались профессии, необходимые району и поселку. – не всегда выбирались профессии, необходимые району и поселку.
Как проводится работа по профориентации у вас в школе (опыт работы, удачи и неудачи)? Как проводится работа по профориентации у вас в школе (опыт работы, удачи и неудачи)? Какие формы работы вы используете? Какие формы работы вы используете? Достаточно ли этого? Достаточно ли этого?