Цель исследования Научиться решать составные задачи, включающие в себя действия умножения и деления.
Задачи исследования 1. Выявить типы простых задач на умножение и деление. 2. Провести наблюдение, как зависит решение задачи от её условия и вопроса, и содержащихся в ней простых задач. 3. Научиться раскладывать составную задачу на простые с целью определения пути решения.
Гипотеза исследования. Проверить, как простые задачи на умножение и деление связаны между собой и можно ли их использовать при решении составных задач.
План исследования. 1. Рассмотреть все простые задачи на умножение и деление, изученные во 2 и 3 классах, и понять, чем они похожи и чем различаются. 2.Подумать, почему именно так называется тот или иной тип задач. 3. Провести наблюдение, какая существует связь между простыми и составными задачами с использованием действий умножения и деления. 4. Сделать вывод о том, какой приём облегчит умение решать составную задачу.
Типы простых задач
36 книг – 4 полки 90 книг - ? полок
Полок понадобится для 90 книг Количество книг на одной полке Количество книг всего 90 Количество книг на 4 полках 36 Количество полок 4
Решение: 1.36: 4=9 (книг) – на 1 полке 2.90: 9=10(полок) – понадобится Ответ: 10 полок
Задача Название Количество цветов в 1 букете. Количество букетов. Количество цветов всего. Ромашки Гвоздики ? ? в 3 раза > 7 б. 21 цв. ? цв.
Гвоздик потребуется Гвоздик в одном букете Количество букетов с гвоздиками 7 Ромашек в 1 букете Во сколько раз гвоздик больше 3 Ромашек всего 21 Количество букетов с ромашками 7
Решение: 1.21 : 7 = 3(р.) – в 1 букете 2.3 * 3 =9 (гв.) – в 1 букете 3.9 * 7 = 63(гв.) – понадобится для 7 букетов Ответ: 63 гвоздики.
В Ы В О Д Ы : 1. Любую составную задачу, решаемую действиями умножения и деления, можно разложить на простые задачи. 2. Сколько простых задач содержится в составной, столько в задаче действий. 3. Каждое действие в решении составной задачи соответствует типу простой задачи, входящей в составную.