Обращение Коломейцева Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ лицей 1 г.Пролетарска Ростовской области
Цели: 1. У ме ть видеть обращение и произносить с правильной интонацией ; 2. Уметь выделять обращение на письме; 3. Уметь употреблять обращение в устной и письменной речи;
Вспомните, как вас называют разные люди, когда к вам обращаются. Закончите предложения. 1. Обычно мама меня называет 2. Когда я сделаю что-то хорошее, она говорит мне 3. У папы я бываю и 4. Для друзей во дворе я – 5. Для учителя в школе – 6. А незнакомые люди обращаются ко мне
Особенности обращения: Обозначает (называет) того, к кому обращаемся. Роль: звательная, оценочная, изобразительная. Распространенные и нераспространенные. Не член предложения. «Ты», «вы» не являются обращением.
Обращение на письме выделяется знаками препинания!
Выборочный диктант. 1)Широко ты, Русь, по лицу земли в красе царственной развернулась. 2)Красуйся, град Петров, и стой непоколебимо, как Россия. 3)Привет тебе,мой край родной! 4)Рисуй, художник вдохновенный, картины родины моей.
1)В европейской части России есть всё: и возвышенности, и равнины,и величественные реки, и бескрайние леса. 2)Родина многих выдающихся открытий – Россия. 3)Люблю твою, Россия, старину.
Над тобою солнце светит родина моя! Ты прекрасней всех на свете родина моя! Я люблю страна твои просторы, Я люблю твои поля и горы. (Р. Рождественский)
1) Обращения могут находиться: а)Только в начале предложения; б)Только в начале или в середине предложения; в)В начале, в середине или в конце предложения;
2) Укажите предложение с распространенным обращением: а)Как хорошо ты, о море ночное! б)Прощай, мой друг, доброго здоровья. в)Пылай, камин, в моей пустынной келье.
3) Выберите предложение с обращением: а)Вошедший в дом, повремени с укором. б)Провожающие должны покинуть вагоны. в)Провожающие, прошу вас покинуть вагоны!
4) Определите позицию обращения: Ты ли Русь тропой – дорогой разметала ал наряд? а)в конце предложения; б)в начале предложения; в)в середине предложения;
5) Обращения называют того, а)к кому или к чему обращаются; б)кто совершает действие;
6) Могут ли обращения выражать отношение говорящего к адресату речи: а)да; б)нет;
Проверь себя! 1) В; 2) А,Б; 3) А,В; 4) В; 5) А; 6) А;