Информационная культура
Цели урока: познакомиться с определением «информационная культура», как процесс овладения знаниями и умениями в области информационных и коммуникационных технологий; познакомиться с определением «информационная культура», как процесс овладения знаниями и умениями в области информационных и коммуникационных технологий; познакомиться с основными компонентами информационной культуры; познакомиться с основными компонентами информационной культуры; 2
Повторение: 1. Что представляет собой «Информационная технология»? 1. Что представляет собой «Информационная технология»? 2. Назвать 3 основных принципа новой (компьютерной) информационной технологии. 3. Перечислите основные этапы развития информационных технологий. 3
Количество информации в современном обществе стремительно нарастает, человек оказывается погруженным в море информации. 4
Для того чтобы в этом море «не утонуть», необходимо обладать информационной культурой, т. е. знаниями и умениями в области информационных и коммуникационных технологий, а также быть знакомым с юридическими и этическими нормами в этой сфере. 5
Процесс информатизации общества меняет традиционные взгляды на перечень умений и навыков, необходимых для социальной адаптации. Возьмем традиционный навык письма. На заре цивилизации, в античном мире и в средние века (до изобретения книгопечатания) - навык каллиграфического письма. В индустриальном обществе (до изобретения персональных компьютеров) - навыки письма ручкой. В настоящее время, социальная значимость навыка письма ручкой снижается и, наоборот, социальная значимость навыков ввода информации с помощью клавиатуры и работы с графическим интерфейсом приложений с помощью мыши возрастает. 6
Становление информационного общества привело к: 1. Динамичным изменениям, происходящим во всей окружающей человека среде. 2. Возрастанию объема информации. 3. Стремительному развитию новых информационных технологий. 4. Особое значение приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности. 7
Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. 8
Основные компоненты информационной культуры
1. Владение офисными информационными технологиями. 1. Владение офисными информационными технологиями. Создание и редактирование документов с помощью компьютера, становится в информационном обществе социально необходимым умением (достаточно просмотреть объявления о приеме на работу). Создание и редактирование документов с помощью компьютера, становится в информационном обществе социально необходимым умением (достаточно просмотреть объявления о приеме на работу). 10
2. Умение работать с мультимедиа документами, создавать компьютерные презентации: 2. Умение работать с мультимедиа документами, создавать компьютерные презентации: - создание документов с мультимедийными объектами (графика, звук, видео); - цифровой фотоархив семьи; - рефераты с иллюстрациями; - компьютерные презентации о деятельности организации и т.д. 11
3. Использование компьютерных систем автоматизированного проектирования (САПР): 3. Использование компьютерных систем автоматизированного проектирования (САПР): - черчения на ватмане САПР; - просмотр различных вариантов планирования интерьера дома или квартиры; - создание чертежа или схемы. 12
4. Использование электронных таблиц: 4. Использование электронных таблиц: - простое, наглядное исследование и построение графиков функций в математике; - планирование и ведение домашнего бюджета; - автоматизирует заполнение многочисленных квитанций оплаты за квартиру, электроэнергию и телефон. 13
5. Умение создавать базы данных, а также вести в них поиск данных: - упорядочение информации; - в базах данных (поиск информации в современной библиотеке или в Интернете). 14
6. Использования языков визуального объектно-ориентированного программирования: 6. Использования языков визуального объектно-ориентированного программирования: - создание специализированных приложений; - создание и исследование моделей различных объектов и процессов; - Разработка Web-сайтов. 15
7. Овладение коммуникативной культурой: 7. Овладение коммуникативной культурой: - умение создавать и посылать электронные письма; - находить нужную информацию во Всемирной паутине или в файловых архивах; - участвовать в чатах; - создание и публикация в Интернете Web- сайтов с информацией о деятельности организации или предприятия. 16
8. Знание и соблюдение юридических и этических норм и правил: 8. Знание и соблюдение юридических и этических норм и правил: - запрет использования пиратского компьютерного обеспечения и пропаганду насилия, наркотиков и порнографии в Интернете. - общение с помощью электронной почты или в чатах; - участие в телеконференциях: отвечать на письма и не рассылать знакомым и незнакомым людям многочисленные рекламные сообщения (спам), не отклоняться от темы обсуждения в телеконференциях и чатах и т. д. 17
ИК является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах: в конкретных навыках по использованию технических устройств; в конкретных навыках по использованию технических устройств; в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию; в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию; в умении извлекать информацию из различных источников, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать; в умении извлекать информацию из различных источников, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать; во владении основами аналитической переработки информации; во владении основами аналитической переработки информации; в умении работать с различной информацией; в умении работать с различной информацией; в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности. в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности. 18
Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, информатика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд других дисциплин). 19
Критерии информационной культуры человека умение адекватно формулировать свою потребность в информации; умение адекватно формулировать свою потребность в информации; эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов; эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов; перерабатывать информацию и создавать качественно новую; перерабатывать информацию и создавать качественно новую; вести индивидуальные информационно-поисковые системы; вести индивидуальные информационно-поисковые системы; адекватно отбирать и оценивать информацию; адекватно отбирать и оценивать информацию; способность к информационному общению и компьютерную грамотность. способность к информационному общению и компьютерную грамотность. 20
Овладение информационной культурой - путь универсализации качеств человека, способствующий реальному пониманию человеком самого себя, своего места и своей роли. 21
??? 1. Что такое «Информационная культура - …»? 2. Каковы основные компоненты информационной культуры, которые необходимы человеку для жизни в информационном обществе? 22
На уроке отдохнем – физминутку проведем Любопытная Варвара Смотрит влево…Смотрит вправо. А потом опять вперед. Тут немного отдохнет Шея не напряжена и расслаблена… А Варвара смотрит вверх! Выше всех, все дальше вверх! Возвращается обратно. Расслабление приятно! Шея не напряжена и расслаблена! А теперь посмотрим вниз. Мышцы шеи напряглись. Возвращаемся обратно. Расслабление приятно. Шея не напряжена и расслаблена!
Домашнее задание: §6.2. Ответить на вопрос письменно: «Как можно зафиксировать свое авторское право на программу». 24