Концепция экспертизы профессиональной деятельности
Разработана в логике компетентностного подхода к образованию. Предусматривает проведение педагогом самообследования профессиональной деятельности и решение профессиональной задачи. Учитывает действующие нормативные документы. Позволяет оценивать не только результаты профессиональной деятельности, но и саму деятельность учителя. Основным ориентиром разработки содержания экспертизы профессиональной деятельности учителя является стандарт профессиональной деятельности учителя. Необходимые для осуществления профессиональной деятельности трудовые функции могут быть представлены совокупностью профессиональных задач
1. реализовывать образовательную программу в соответствии с особенностями контингента обучающихся; 2. проектировать образовательный процесс, направленный на достижение учащимися целей образовательной программы; 3. устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса в ходе реализации образовательных программ; 4. создавать среду реализации образовательной программы (образовательную среду образовательной организации, предметную среду учебной дисциплины) и использовать ее возможности в образовательной процессе; 5. проектировать и осуществлять профессиональное самообразование, необходимое для успешной реализации образовательной программы.
Важнейшие особенности аттестации учителей характеризуются: открытостью, что подразумевает свободный доступ учителя к аттестационным заданиям и критериям их оценки; ориентацией на максимальную самостоятельность учителя в выборе аттестационных заданий и контекстов их выполнения; конфиденциальностью обсуждения результатов экспертизы и обсуждения представленных учителем вариантов выполнения аттестационных заданий. Проводится в три этапа.
Первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе: стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией; стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. 662; выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности; личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.
Высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе: достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией; достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. 662; выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях; личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной; активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.
Педагог проводит самообследование профессиональной деятельности, результатом которого должен стать отчет о самообследовании (текст объемом до 5 страниц), позволяющий эксперту предварительно оценить соответствие квалификации аттестуемого той категории, на которую он претендует.
Аттестуемый педагог представляет решение профессиональной задачи. Задача выбирается по желанию из открытого банка заданий. Задание конструируется на основе базовых единиц стандарта профессиональной деятельности учителя – трудовой функции.
Подготовка экспертом итогового заключения о соответствии квалификации аттестуемого педагога той категории, на которую он претендует.