Автор: учитель биологии высшей категории МОУ «Засосенская СОШ имени Героя Советского Союза Н.Л.Яценко» Ковшов А.В.
Подумайте и ответьте на вопросы: 1. Благодаря чему мы можем перемещаться в пространстве? 2. Какие качества кости обеспечивают её лёгкость и прочность? 3. Почему костную ткань относят к соединительной? 4. Можно ли по форме кости определить её функции?
Влияние гипофиза на рост человека
опорно – двигательная система Скелет (примерно 210 костей) Пассивная часть Мышцы = 600 Активная часть Связочный аппарат
Функции опорно – двигательной системы биологические механические «Депо» кальция, фосфора, магния Минеральный обмен Кроветворение Опора, защита, движение
Химический состав костей Неорганические вещества (65-70% сухой массы) Органические вещества Гидрооксиаппатит, сульфаты, карбонаты ( в скелете взрослого 1,2 кг кальция, 530 г фосфора, 11 г магния и ещё около 30 других элементов) Белки, липиды, аминокислоты и др. Придают прочность Придают упругость
Сопоставьте следующие факты: 1. Бедро выдерживает вертикальный груз 1500 кг. 2. Большая берцовая кость кг. 3. Плечевая кг, коленная чашечка – 600 кг. 4. Предел прочности рёбер на излом у молодых колеблется от 85 до 110 кг. Кость твёрже кирпича в 30 раз, гранита – в 2,5 раза. Она прочнее дуба и почти также прочна, как чугун. Вопрос. Чем объяснить высокую прочность скелета при относительной его лёгкости?
Макроскопическое строение кости
Компактное вещество кости
Губчатое вещество кости
Микроскопическое строение кости костные пластины межклеточное вещество костные клетки кровеносные сосуды костный канал
Типы костей Трубчатые (плечевая, локтевая, бедренная, фаланги пальцев, кости плюсны и т. д.) Губчатые (рёбра, грудина, позвонки, кости запястья и предплюсны) Плоские (лопатки, кости свода черепа, тазовые кости)
Типы соединения костей
Задание 1. Выполнить лабораторную работу 2 «Микроскопическое строение кости» (план выполнения работы смотрите на стр.50).
Задание 2. Подумайте и ответьте на вопросы: 1. Что вы узнали нового и важного для себя? 2. Чему научились? Какие выводы сделали?
Задание на дом: Прочитать параграф 10, выполнить задания 1 – 2 на стр. 50 и ответить на вопросы 1 – 4 на стр.49.