Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 31 им. А.П. Жданова Презентация к уроку Е.И.Носов «Живое пламя » Подготовила и провела: Коврижных О.В., учитель МОУ «СОШ 31 им. А.П.Жданова»
Цель урока: В прочитанном рассказе найти ориентиры для будущей жизни, проследить, как писатель поднимает тему памяти на страницах своего произведения, выражает свое отношение к истинным человеческим ценностям.
Давайте поразмышляем: Верите ли вы в то, что некоторые цветы могут олицетворять определённые чувства человека: роза- любовь, хризантемы – печаль, гвоздики, маки – память ?
Верите ли вы в то, что в определённой ситуации человек может, не задумываясь, пожертвовать своей жизнью ради других людей? Верите ли вы в то, что память о погибших ради других людей живет в сердцах родных и совсем незнакомых людей?
Е. И. Носов родом из курских мест, писатель, с любовью относящийся к их красотам и благодати, человек, прошедший войну, переживший ранение и другие беды военных лет, навсегда сохранивший в своей душе открытость и сочувствие к попавшим в беду.
Рассказы Носова пронизаны заботой о людях, о родной природе, полны возмущения бездуховным, бездумным и жестоким обращением с окружающим миром.
Почему тётя Оля не любила сеять маки? Предскажите дальнейшие события в рассказе, что произойдёт?
Кто такой Алексей? Как его вспоминает тётя Оля? Каким вы себе представляете Алексея? Предскажите дальнейшие события в рассказе, что произойдёт?
Как выглядела клумба тёти Оли? Как вы думаете, почему человек начинает заниматься разведением цветов? Предскажите дальнейшие события в рассказе, что произойдёт?
Найдите слова, которыми автор описывает маки. Как называется этот приём в литературоведении? Предскажите дальнейшие события в рассказе, что произойдёт?
Сколько дней цвели маки? Как вы понимаете слова тёти Оли? -Да, сгорел... - вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. - А я как-то раньше без внимания к маку-то этому -Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. -И у людей так бывает...
На клумбе полыхал большой ковер маков. Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые, туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню. Почему тётя Оля все-таки отдала предпочтение макам?
Как вы думаете, страшно ли солдату, который идет на такой поступок? Хочется ли умирать молодым? Почему они это делали? Каким же должен быть человек, способный на такой поступок? Так могут ли цветы передавать определенные ассоциации человека? Какой эпитет автор подбирает к слову пламя? Почему же живым называет рассказчик огонь полыхающих цветов?
Каким эмоциональным настроением проникнуты последние строки: А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню? Можно ли сказать, что в последних строках образ живого огня ассоциируется с вечным огнем? Чему же учит рассказ Евгения Ивановича Носова?
Какова же главная мысль рассказа Носова? Жизнь человека так же коротка, но прекрасна. Огонь в рассказе ассоциируется с душой человека, отдавшего свою жизнь во имя жизни других. Маки как символ внезапно оборвавшейся молодой жизни горят, пламенеют, но огонь этот живой, приносящий слезы очищения. И если в центре рассказа перед нами всего несколько маков, то в финале – это уже большой костер огненных цветов. Он напоминает вечный огонь. Знак вечной памяти и молчания.
Мы огненное поднимаем Знамя. Ни Ты, ни Он не будет побежден. В любом из нас горит живое Пламя. В любом из нас есть маленький Дракон!
У Евгения Ивановича Носова есть рассказ «Шопен, соната номер два». Есть в этом рассказе такие слова: «Я только хочу, чтобы вы, мужчины и женщины, бывшие солдаты и солдатские жены, участники и очевидцы, пока ещё живы, … передали бы своим детям и внукам священную память о павших из рук в руки, от сердца к сердцу».
Всё меньше остается ветеранов – очевидцев тех ужасных событий. Значит, настала наша очередь хранить и передавать память о павших в ту страшную войну, чтобы мы жили! Какими будут ваши дальнейшие жизненные ориентиры решать вам. Прошу вас раскрасить мак- символ Вечного Огня и написать свое обращение к потомкам, чтобы они помнили о всех погибших во время ВОв и пронесли эту память через годы и передали своим детям и внукам. Обращение к потомкам!
Большой – для меня было важным и интересным на уроке… Указательный – я после урока понял (а)… Средний – мне было трудно (мне не понравилось)… Безымянный – мне на уроке работалось отлично, некомфортно, плохо, хорошо…. Мизинец – я ещё хочу узнать…
1. Выучить наизусть отрывок о цветущих маках. 2. Подготовить рассказ о родственниках, которые воевали в годы Великой Отечественной войны. 3. Какую иллюстрацию ты бы придумал к этому рассказу? Нарисуй ее. 4. Подготовьте развернутый ответ на вопрос «Что волнует писателя?» «Можно ли сказать, что это проблема нашего времени?»