Урок русского языка в 9 классе
познакомиться с видами сложноподчиненных предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи учиться определять вид сложноподчиненных предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи
Что изучает синтаксис? Виды предложений: По цели По интонации По строению По характеру грамматической основы По наличию второстепенных членов предложения По наличию всех необходимых членов По усложненности
Спишите предложения в следующем порядке (знаки не расставлены): 1) простое безличное предложение 2) бессоюзное сложное предложение 3) сложносочиненное предложение 4) сложноподчиненное предложение с одной придаточной 5) простое неполное предложение 6) сложноподчиненное предложение с двумя придаточными Составьте схемы сложных предложений
1) Всё прекрасное в человеке – от лучей солнца и от материнской ласки. 2) Мы в вечном долгу перед матерью чья любовь сопровождает нас всю жизнь. 3) Мама первая заглянула в наши глаза она первая услышала наш голос. 4) О матерях можно рассказывать бесконечно. 5) В её чутком сердце никогда не гаснет любовь и она ни к чему не остается равнодушной. 6) Восславим женщину-мать чья любовь не знает преград чьей грудью вскормлен весь Мир!
4) О матерях можно рассказывать бесконечно. 3) Мама первая заглянула в наши глаза, она первая услышала наш голос. 5) В её чутком сердце никогда не гаснет любовь, и она ни к чему не остается равнодушной. 2) Мы в вечном долгу перед матерью, чья любовь сопровождает нас всю жизнь. 1) Всё прекрасное в человеке – от лучей солнца и от материнской ласки. 6) Восславим женщину-мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь Мир!
Определите тему, стиль и тип текста. Сформулируйте основную мысль текста. Передайте содержание текста сжато, одним – двумя предложениями. Мама – главный человек в нашей жизни, она живет для нас, и мы должны об этом помнить.
Выписать по одному словосочетанию со связью согласование, управление, примыкание. Заменить подчинительное словосочетание ОТ ЛУЧЕЙ СОЛНЦА, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Заменить подчинительное словосочетание ОТ МАТЕРИНСКОЙ ЛЮБВИ, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Выписать и разобрать по составу слово (слова) с приставками, не изменяемыми на письме. Найти остальные слова с приставками, обозначить графически выбор орфограммы в приставке. Выполнить полный синтаксический разбор предложения. Восславим женщину-мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь Мир!
1) Какие две части и почему выделяются в сложноподчиненном предложении? 2) Что может выступать в качестве средства связи в сложноподчиненном предложении? 3) Какое место может занимать придаточная часть по отношению к главной? 4)Что может пояснять придаточная часть в главной? 5) Какое слово в главной части часто помогает определить придаточную?
1) вопрос 2) место расположения 3) к чему относится 4) с помощью чего присоединена 5) с каким членом предложения соотносится Подлежащные Определитель- ные Дополнитель- ные Сказуемные Обстоятель- ственные
Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает. Не та мать, которая родила, а та мать, которая вырастила. Что материнской рукой дано, то впрок пойдет. Всегда мать будет веселиться, когда хороший сын родится. Тот, кто матери не послушает, в беду попадет. Кто мать почитает, тому Бог помогает. Если у ребенка заболит пальчик, у матери начинает болеть сердце. Какая? Что? Когда? Кто? Кому? При каком условии? Какая?
Вставьте пропущенные орфограммы, расставьте знаки препинания, обозначьте части СПП, укажите средства связи, определите вид придаточных, начертите схемы СПП.
1) Жизнь не прожить без чёрных дней, Но в час беды и в час бессилья Вы не кляните матерей За то, что вас они родили. 2) Им не дано предугадать Всё, что детей их ждёт на свете, Но всякая на свете мать Желает только счастья детям. 3) Баюкая детей грудных, От века матери мечтали, Чтоб не споткнулись дети их, Чтоб на дороге не упали.
4) И ни одна на свете мать, Какими б ни были мы с вами, Нам, детям, не желала стать Ни жертвами, ни палачами. 5) Пусть многое не привелось Им обрести самим когда-то, Они мечтали, чтоб жилось Их детям вольно и богато. 6) Поэтому и в чёрный час, Когда наш путь тернист и труден, Клясть матерей своих не будем За то, что породили нас.
Теория : параграф 210 (знать виды придаточных, знать, как можно определить вид придаточных). Практика : страница 56, 57 (теоретический материал), упражнение 107 (списать, расставляя знаки препинания, обозначить части СПП, средства связи и указательные слова, определить вид придаточных).