Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. Конфуций
СОБЛЮДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ, КАК ФАКТОР, ПОВЫШАЮЩИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ. Современный урок
Этапы организации современного урока: 1. Начало подготовки к уроку 2. Определение целей урока 3. Уточнение типа урока. 4. Уточнение вида урока 5. Выбор методов и приёмов. 6. Планирование учебного материала урока.
1. Начало подготовки к уроку - Чётко определить для себя и сформулировать его тему; - Определить место темы в учебном курсе; - Определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок; - Обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем. - Продумать оборудование урока, использование наглядных пособий, дидактического материала на всех этапах урока
Задание групп Е Начните урок
Начало урока Доброжелательный настрой учителя и уч-ся Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! (Хорошего вам настроения!) Рапортичка (определение отсутствующих) Приветствие учеников, которые после долгого отсутствия появились в классе.
Задание групп Е Как проверить домашнее задание?
Проверка домашнего задания. 1. Тестовые задания (задания закрытой и открытой форм, задания на соответствие и установление правильной последовательности). 2. Выполнение уч-ся заданий, подобных домашним упражнениям. 3. Постановка дополнительных вопросов. 4. Проверка д/з под копирку. 5. Обращение к уч-ся с просьбой продолжить ответ ученика, который отвечает у доски. 6. Вызов к доске нескольких уч-ся по составлению планов своего ответа и опрос по отдельным пунктам плана. 7. Разноуровневые самост. работы. 8. Метод обучения с опорой на ошибки.
Кто не видит конечной цели - очень удивляется, придя не туда. Марк Твен
2. Определение целей урока Обучающих Обучающих Развивающих Развивающих Воспитывающих Воспитывающих
ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т.п. Обеспечить усвоение учащимися законов, признаков, свойств, особенностей; Обеспечить усвоение учащимися законов, признаков, свойств, особенностей; Обобщить и систематизировать знания о...(или по конкретной теме); Обобщить и систематизировать знания о...(или по конкретной теме); Отработать навыки (какие?); Отработать навыки (какие?); Добиться усвоения учащимися каких-то понятий (вопросов). Добиться усвоения учащимися каких-то понятий (вопросов).
ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера. Воспитание патриотизма; Воспитание интернационализма; Воспитание гуманности; Воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду; Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям; Воспитание дисциплинированности;
ЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ предполагает в основном развитие на уроке психических качеств учащихся: интеллекта (мышления); познавательных умений; общетрудовых и политехнических умений; воли; самостоятельности.
Задание групп Е Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока Назовите возможные методы и приемы задания цели урока
1. Объяснение уч-ся целей урока одновременное сообщением темы. 2. Сообщение цели в виде проблемного задания. 3. Сообщение цели в виде эвристического вопроса. 4. Указание целей на специальном стенде Что сегодня на уроке? 5. Использование технологической карты. 6. Ассоциативный ряд. 7. Использование результатов предварительного социологического опроса. 8. Постановка целей по изучению явлений, процессов и др.
9. Постановка целей через показ конечных результатов. 10. Постановка целей посредством опоры на последовательность изучения материала. 11. Устный счет, математический диктант Метод целесообразных задач. 13. Нарисуй картину. 14. Мозговая атака. 15 Постановка привлекательной цели. 16. В начале урока дается загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом. 17. Дополнение реальной ситуации фантастикой.
Задание группе Назовите известные вам типы уроков
3. Уточнение типа урока. Урок изучения нового материала; Урок закрепления и развития знаний умений и навыков; Урок формирования умений и навыков; Урок повторения; Урок проверки знаний; Урок применения знаний, умений и навыков; Повторительно-обобщающий урок; Комбинированный урок.
Задание группе Назовите известные вам виды (формы) уроков
Урок- лекция; урок-беседа; кино-урок; Урок самостоятельных работ (репродуктивного типа - устных или письменных упражнений.); Урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа); Урок лабораторных работ; Урок практических работ; Конкурс знаний, умений и творчества 4. Уточнение вида урока
Урок - экскурсия; Урок - семинар; Дидактическая игра; Анализ ситуаций; Устный опрос; Письменный опрос; Контрольная работа; Зачет. 4. Уточнение вида урока Урок - поиск; Проектный урок ; Урок - экспедиция ; Урок без учителя ; Стихотворно - музыкальный урок ; Урок взаимообучения ; Урок пресс-конференция ; Проблемно-обучающий зачет.
Задание группе Назовите известные вам МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ уроков
5. Выбор методов и приёмов. Репродуктивный(воспроизводящий) лекция, рассказ, беседа, наблюдение, диалог. Программированный (частично-поисковый) пресс-конференция, работа с книгой, сюжетно-ролевая игра, работа технологическими картами Проблемный(исследовательский) диагностика, проведение опыта, решение задач, практикум, анализ текстов, конструирование, сборка схем, «Что? Где? Когда?» Проектный (творческий) проект, чертеж, рисунок, мое открытие, реферат
6. Спланировать учебный материал урока Подобрать по теме литературу. Подобрать учебные задания. Подготовить оборудование, необходимое к уроку. Продумать изюминку урока. Продумать контроль за деятельностью учащихся. Продумать все этапы и их место в структуре урока.
Продумать изюминку урока интересный факт; неожиданное открытие; красивый опыт; нестандартный подход к уже известному.
Контроль за деятельностью учащихся на уроке. Что контролировать; Как контролировать; Как использовать результаты контроля. Учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника!
Контроль за деятельностью учащихся Этап урока Что делают Учитель Ученики 1. Проверка домашнего задания
Задание группе Назовите известные Вам формы организации учебной деятельности на уроке ?
Формы организации учебной деятельности на уроке Фронтальная работа учителя с классом Индивидуальная работа Коллективная работа Групповая, парная работа Дифференцированная работа Совместно – распределительная работа Дидактическая игра Ролевая игра Метод диалогических сочетаний и т.д.
1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. 3. Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме. 4. Постановка целей занятия перед учащимися. 5. Организация усвоения исходных данных. 6. Первичная проверка понимания. Основные этапы современного урока
7. Организация усвоения способов деятельности 8. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности. 9. Обобщение изучаемого на уроке. 10. Контроль за результатами учебной деятельности. 11. Домашнее задание к следующему уроку. 12. Подведение итогов. Основные этапы современного урока
Задание группе Ваш вариант контроля за результатами учебной деятельности.
Контроль за результатами учебной деятельности. Фактологический диктант Графический диктант Тест Щадящий опрос (друг другу) Выборочный контроль Зачет Блиц контрольная Дифференцированная контрольная Супер контрольная Опрос-итог
Домашнее задание 3 уровня: обязательный, тренировочный, творческое задание Задание массивом Особое задание
Задание группе Какое задать домашнее задание?
I. К урокам изучения нового материала 1) Заучивание материала учебника и его пересказ; 2) Доработка материалов урока составлением рисунков, чертежей, знакомство с материалом, намеченным к изучению на следующем уроке; 3) Сбор материалов из дополнительных источников; II. К урокам обобщения 1) Ответы на специально поставленные вопросы учителя; 2) Подготовка к ответу по заданию и плану, данному учителем; 3) Самостоятельное составление плана ответа по какой-то теме или подготовка по этому плану; 4) Выделение в тексте основного и второстепенного материала; 5) Самостоятельное доказательство того или иного частного положения или доказательство, аналогичное тому, которое давалось в классе при измененных буквах или положения чертежа; 6) Подборка дополнительного материала по теме;
III.К урокам обучения применять знания 1) Практические работы (изготовление пособий, карточек, таблиц ); 2) Решение задач, аналогичных классным; 3) Решение задач нестандартных; 4) Решение задач с меж предметными связями; 5) Самостоятельное составление задач; 6) Самостоятельное изучение несложного материала; 7) Работа над ошибками; IV. К урокам контроля и проверки знаний 1) Письменные ответы на вопросы; 2) Домашняя контрольная работа; 3) Решение нестандартных задач;
Задание группе Как провести рефлексию?
Рефлексия 1. Ассоциативный ряд. 2. Незаконченные предложения. 3. Торт решений. 4. Разговор на бумаге 5. Солнышко. 6. Координаты. 7. Лист обратной связи 8. Заключительная дискуссия. 9. Выбери дистанцию 10. Интепритация изображений на открытках 11. Свет молнии. 12. Письмо самому себе 13. Ну что, как прошло занятие? 14. Барометр настроения 15. Телеграмма. 16. Памятки. 17. Пейзаж - зеркало настроения
Связь между работоспособностью учащихся и временем урока. max минут
Примерная схема самоанализа урока учителем 1. Дать характеристику класса. 2. Указать тему урока, охарактеризовать ее положение в общей системе других уроков и тем. 3. Указать степень сложности изучаемой темы и ее трудности для данного класса.
4. Указать степень сложности изучаемой темы и ее трудности для данного класса. 5. Высказать свое мнение о типе урока и его соответствие дидактической цели. 6. Определить этапы урока и показать решение на каждом этапе его дидактической задачи.
7. Кратко охарактеризовать использованные в начале урока методы обучения, их соответствие изучаемому материалу и способам организации деятельности учащихся, сопоставив это с полученными результатами - качеством знаний учащихся. 8. Выделить наиболее удачные и неудачные места в уроке. 9. Общий вывод и оценка его.
«Если бы в кабинете у врача, юриста или дантиста одновременно собрались 40 человек с разными желаниями и потребностями, а некоторые, не имея желания там находиться, постоянно мешали бы ему работать, а врач, юрист или дантист (без ассистента), должен был бы в течение 9 месяцев, применяя все свое мастерство, добиться высоких профессиональных результатов, вот тогда, возможно, он бы получил некоторое представление о работе школьного учителя» (Дональд Д. Куинн).