Решение иррациональных неравенств. МБОУ г. Мурманска гимназия 3 Шахова Татьяна Александровна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Решение некоторых неравенств. МБОУ г. Мурманска гимназия 3 Шахова Татьяна Александровна.
Advertisements

Решение рациональных неравенств методом интервалов. МБОУ г. Мурманска гимназия 3 Шахова Татьяна Александровна.
Решение показательных неравенств. МБОУ г. Мурманска гимназия 3 Шахова Татьяна Александровна.
Решение неравенств, содержащих логарифмические выражения. МБОУ г. Мурманска гимназия 3 Шахова Татьяна Александровна.
Системы и совокупности. МБОУ г. Мурманска гимназия 3 Шахова Татьяна Александровна.
Харитоненко Н. В учитель математики МБОУ СОШ 3 с. Александров Гай ЕГЭ – 2012 С 3.
Решение иррациональных неравенств Иррациональными называются неравенства, содержащие переменную только под знаком радикала Исходное неравенство заменяют.
Решение некоторых иррациональных уравнений. г. Мурманск МБОУ гимназия 3 Шахова Татьяна Александровна.
Ребята, мы рассмотрели основные принципы решения уравнений с одной переменой, теперь давайте рассмотрим неравенства с одной переменой. Вообще, что такое.
1. Алгебраические методы решения Если исходить из определения неравенства, в котором в обеих частях записаны выражения с переменной, то при решении неравенств.
Содержание 1. Определение 2. Свойства модуля 3. Уравнение вида |f(x)| = a 4. Уравнение вида |f(x)| = g(x) 5. Уравнение вида |f(x)| = |g(x)| 6. Метод замены.
Работу над проектом выполнила ученица 10 класса Сизова И.Р.
Работа учителя математики Ташкирменской средней школы Лаишевского района РТ Шишковой Х. Д. 1.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназии 2 «Квантор». Секция математики. Проект по алгебре. Тема: «Эффективные пути решения неравенств. Метод.
Руководитель: учитель математики Ускова Н.Н. МОУ лицей г.
Подготовка к ЕГЭ ЛОГАРИФМЫ. Свойства функции у = log a х, a > 1: D(f) = (0; + ); не является ни четной, ни нечетной; возрастает на (0; + ); не ограничена.
«МЕТОД РЕШЕНИЯ ХОРОШ, ЕСЛИ С САМОГО НАЧАЛА МЫ МОЖЕМ ПРЕДВИДЕТЬ – И ВПОСЛЕДСТВИИ ПОДТВЕРДИТЬ, ЧТО, СЛЕДУЯ ЭТОМУ МЕТОДУ, МЫ ДОСТИГНЕМ ЦЕЛИ.» ЛЕЙБНИЦ Различные.
Методы решения уравнений, содержащих модуль Тема урока:
Уравнения Содержание 1 Понятие уравнения и его свойства 2 Методы решения уравнений Метод разложения на множители Метод введения новой переменной Функционально-графический.
Применение метода рационализации для решения неравенств ( типовые задания С 3) МБОУ СОШ 6 города Нефтеюганска Учитель математики Юрьева Ольга Александровна.
Транксрипт:

Решение иррациональных неравенств. МБОУ г. Мурманска гимназия 3 Шахова Татьяна Александровна

Необходимые умения. Уметь решать рациональные неравенства методом интервалов. Понимать значение понятий: система, совокупность. Уметь решать системы и совокупности. shah.ucoz.ru/load/egeh/egeh_s3/s3_1_reshenie_racionalnykh_neravenstv_ metodom_intervalov/ Уметь решать неравенства, содержащие переменную под знаком модуля. shah.ucoz.ru/load/egeh/egeh_s3/s3_3_reshenie_neravenstv_soderzhashhikh_ peremennuju_pod_znakom_modulja/ При разборе задач пропущено подробное решение рациональных неравенств, неравенств с модулем, сравнение неудобных чисел. Этот материал подробно рассмотрен в предыдущих ресурсах. Старайтесь совершать эти действия самостоятельно с последующей проверкой.

Использование равносильных переходов. В данном ресурсе рассматривается решение неравенств, содержащих переменную под знаком квадратного корня. Некоторые методы решения иррациональных неравенств. Метод рационализации (замены множителей). Введение новой переменной. Использование свойств квадратного корня. Метод интервалов. При решении таких неравенств необходимо помнить условие существования квадратного корня (ОДЗ): подкоренное выражение не может принимать отрицательные значения. Решение неравенств, содержащих двойные радикалы. Назад

Метод интервалов – это универсальный способ решения практически любых неравенств, которые встречаются в школьном курсе алгебры Метод интервалов. Пример 1. Найдем нули функции Определим знаки функции на полученных промежутках и учтем ОДЗ. Методы

5 Метод интервалов. Пример 2. Найдем нули функции Далее нужно определить знаки функции на полученных промежутках. Методы

6 Метод интервалов. Пример 2. Правило чередования знаков здесь не работает, так как левая часть не разложена на множители. Браться за определение знаков функции методом контрольных точек страшновато (хотя преодолев определенные вычислительные трудности, мы достигнем цели). Можно избежать этих неприятностей, если владеть другими методами решения иррациональных неравенств. Методы

7 Использование равносильных переходов. Выведем схемы решения трех основных типов иррациональных неравенств используя свойства числовых неравенств и здравый смысл. Таким образом избежим малоэффективного механического запоминания. Так как левая и правая части неравенства неотрицательны, то по свойству числовых неравенств имеем право возвести их в квадрат не меняя при этом знак неравенства. То есть, необходимо выполнение трех условий: Найди лишнее! Очевидно, что g(x) 0 – лишнее Методы

8 Использование равносильных переходов. Следует отметить, что данные переходы справедливы и для нестрогих неравенств. => f(x) 0 – лишнее Самостоятельно выведи схему для решения следующего неравенства Отметим положительный момент в применении выведенных схем: нужно решать не три неравенства (метод интервалов), а два. Меньше действий – меньше вероятность допустить ошибку! Методы

9 Использование равносильных переходов. Условие, при котором неравенство может иметь решения: Тогда: Незначительно отличается переход для нестрогого неравенства: Методы

10 Использование равносильных переходов. Тогда неравенство выполнено при любом х ОДЗ Решения у такого неравенства могут быть при любом значении g(x) 1 случай: 2 случай: Тогда имеем право возвести обе части в квадрат Лишнее условие. Объясни почему. Методы

11 Использование равносильных переходов. Не пропускайте вывод данных равносильных переходов. Запоминание без понимания смысла – занятие малоперспективное. Методы Назад

12 Пример 2. Использование равносильных переходов. Методы Переходы Сравни с решением методом интервалов.

13 Пример 3. 1 система Использование равносильных переходов. Методы Переходы

Пример 3. 2 система Объединение решений Использование равносильных переходов. Методы Переходы

Пример 4. Использование равносильных переходов. функция не имеет нулей при любом х Методы Переходы

Пример 5. Метод рационализации (замены множителей) Такое неравенство удобно решать методом замены множителей, который уже рассматривался в теме «Решение неравенств, содержащих переменную под знаком модуля» и будет рассматриваться позднее при решении показательных и логарифмических неравенств. В применении к иррациональным множителям замены выглядят следующим образом: Объясни. Помни про ОДЗ! Методы Переходы Схемы не работают.

Пример 5. Метод рационализации (замены множителей) Замена: Числитель является множителем дроби. Учтем ОДЗ Методы Переходы

Пример 6. Метод рационализации (замены множителей) Множитель (6-х) может принимать как отрицательные, так и неотрицательные значения. 1 случай: Замена: Методы Переходы Учтем условие х -6

Пример 6. Метод рационализации (замены множителей) 2 случай: Замена: 1 случай: Ответ: объединение решений первого и второго случая. Методы Переходы Учтем условие х < -6

Пример 7. Метод введения новой переменной (явная замена). - правая и левая части неравенства неотрицательны => имеем право возвести в квадрат - аналогичноС учетом ОДЗ Ответ: объединение решений первого и второго неравенства. Методы Переходы

Пример 8. Метод введения новой переменной (обратные числа). Объясни, почему. Методы Переходы Учтем условие t > 0

Пример 8. - правая и левая части неравенства неотрицательны => имеем право возвести в квадрат Учтем ОДЗ Метод введения новой переменной (обратные числа). Методы Переходы

Пример 9. Объясни, почему. Учтем ОДЗ Метод введения новой переменной. Часто, даже если вы не видите повторяющиеся и обратные выражения, введение новой переменной может значительно облегчить решение неравенства. Методы Переходы

Пример 10. Метод введения новой переменной (полезна наблюдательность). Ø Объясни, почему. Методы Переходы

Пример 11. Использование свойств квадратного корня. Объясни, почему. Второе свойство справедливо с ограничениями так как может изменять ОДЗ. (Аналогично для частного) ! Методы Переходы

Использование свойств квадратного корня. Второе свойство справедливо с ограничениями так как может изменять ОДЗ. Решения следующих неравенств не совпадают. Учтем ОДЗ Вывод: начинай решение с ОДЗ! Назад

Пример 11. Учтем ОДЗ Использование свойств квадратного корня. Методы Переходы

Пример 12. Учтем ОДЗ Использование свойств квадратного корня. Так как первый множитель (корень) неотрицателен, следовательно не влияет на знак правой части неравенства. Рассмотрим два случая. 1 случай. В этом случае неравенство выполнено => - решения. 2 случай.Тогда имеем право разделить обе части неравенства на положительный множитель не меняя знак. Методы Переходы

При выполнены оба условия. Пример способ Решение неравенств, содержащих двойные радикалы. Так как обе части неотрицательны, то возведем их в квадрат: Методы Переходы

Пример способ Решение неравенств, содержащих двойные радикалы (использование свойства ). Заметим, что Объясни, почему. Возведем обе части в квадрат: Вывод: если видишь корень под корнем ищи полный квадрат! Согласитесь, что решение получено более коротким и простым путем. Методы Переходы

Пример 14. Задачи из тренировочных и диагностических работ для подготовки к ЕГЭ. Можно даже не находить ОДЗ. Данное неравенство может быть выполнено только в случае когда оба корня обращаются в ноль. Подстановкой определяем, что только -3 обращает в ноль второй корень. Методы Переходы

Пример 15. Задачи из тренировочных и диагностических работ для подготовки к ЕГЭ. Воспользуемся методом замены множителей Объясни, замену. Учтем ОДЗ Методы Переходы

Пример 16. Задачи из тренировочных и диагностических работ для подготовки к ЕГЭ. Воспользуемся неотрицательностью корня 1 случай: - решения неравенства. 2 случай:Тогда имеем право разделить обе части неравенства на положительный множитель не меняя знак неравенства. Учтем ОДЗ Методы Переходы

Тренировочные упражнения. Методы Переходы