Валериан Павлович Правдухин – – Писатель, исследователь Оренбургского кра Автор романа «Яик уходит в море», повести «Охотничья юность», книги очерков «По излучинам Урала», «Годы тропы, ружья», многих произведений об Урале – «древней реке Яик, казачьей дороге в море».
Писательская судьба В. Правдухина сложилась трудно. В.П.Правдухин родился г. В станице Таналыкское Орского уезда Оренбургской губернии в семье псаломщика. Первые свои знания он приобрёл в Уральске. Затем продолжал обучение в духовной семинарии, откуда в конце 1911 года был исключён за участие в бунте учащихся. Тяга к знаниям привела его к оренбургскую гимназию. Здесь он успешно сдал экзамены и, получив диплом народного учителя, уехал в Акбулакскую школу Тургайской области. После возвращения в Акбулак с Всероссийского съезда учителей имени Ушинского, где Правдухин выступил с докладом «Развитие творчества в детях», в результате доноса остался без работы за свои радикальные убеждения.
Правдухин уехал в Москву, слушал лекции в народном университете А.Л.Шанявского, где близко сошёлся с Сергеем Есениным. Он участвует в семинарах, обсуждающих творчество поэта, отмечает образность его стихов, их напевность и народность. Вместе с Есениным он вносит предложение об оказании помощи политическим заключённым, и от студентов университета организуются еженедельные передачи в бутырскую тюрьму. «На днях я сдал в «Звезду ещё статью об Есенине «От Иванушки – дурачка до Карла Маркса». Писал по специальному заказу, но написал хорошо – и её, наверное, не напечатают, хотя, сказали мне в редакции, вы абсолютно правы в своей критике бухаринских «Злых заметок». (из писем В.П.Правдухина к брату Николаю)
После учёбы он возвращается на Урал, увлечённо работает земским лектором, некоторое время - актёром в профессиональном театре, выступает с публицистическими статьями в местной печати, увлекается идеями эсеров. Что позднее использовал в статье, направленной против писателя, критик журнала «На посту И.Вардин. В 1919 – 1920 г. В.П.Правдухин в Челябинске работает заведующим политпросветом Челябинской губернии. Вместе с женой Л.Сейфулиной занимался организацией библиотек, читален, детского театра (одного из первых в стране), написал первую пьесу «Новый учитель», где использует свои акбулакские впечатления. Валериан Павлович и Лидия Николаевна организуют в Челябинске детские дома и детские трудовые колонии, ведут активную и самоотверженную борьбу с детской безнадзорностью. В 1921 году стал одним из организаторов и редакторов журнала «Сибирские огни». Он оказал серьёзное влияние на критический отдел «Сибирских огней», содействовавший развитию литературы в крае, росту многих писателей Сибири и Урала. В критических статьях В.Правдухин защищает от нападок русскую классическую литературу. Отстаивая реализм, он последовательно и настойчиво боролся против имажинизма, символизма, футуризма, утверждая, что они не дадут «выхода к мирным далям искусства».
В 1926 – 1930-е годы Правдухиным были написаны книги на оренбургском материале «Охотничья юность», «По излучинам Урала», «Годы, тропы, ружья». В них он вспоминает о дореволюционном Оренбуржье и своих поездках туда в конце 1920-х годов, путешествиях на лодках от Оренбурга по Уралу, описывает Кардаиловку, Илецкий городок, свою поездку с братьями, с Л.Сейфулиной и А.Н.Толстым в 1929 году.
Собирая в экспедицию в 1929 г., своих друзей, Правдухин писал: «Что делать тому, в чьей груди бьётся сердце с задором и охотничьей ярью зверей – прародителей? Что делать тому, кто не может жить без девственной природы, кто должен хоть раз в год слышать её голос? Ответ один: тот должен ехать на реку Урал! Там солнце всходит из- за пушистых взмахов ковыля, там над степью парит еще орел, и от него, как стрела, бежит молодой сайгак. Там в степи – дрофа, стрепет, торгах, по озерам – гуси, утки, кулики... В самом Урале – белуга, осетр, шип, сом, сазан...» »
Очерки В.П. Правдухина полны интересных наблюдений и лирических описаний природы, жизни и быта многоплеменного населения Урала, особенно казачества, удивительно сохранившего свои древние обычаи.
Переписка с братьями, черновые записи(восемь общих тетрадей) дают наглядное представление о том, какой огромный труд проделан В. Правдухиным, прежде чем появился его роман-эпопея «Яик уходит в море». В работе над романом автору помогло то обстоятельство, что семья Правдухиных долгие годы жила среди уральского казачества, и многое из народного быта, обычаев, привычек было близко впечатлительному автору с раннего детства. Многое знала мать писателя Анна Нестеровна - простая крестьянская женщина. Она была изумительной рассказчицей, и ее необыкновенная память сохранила очень ценные житейские наблюдения. Она помнила все, что ей когда-то в детстве рассказывали другие, и точно передавала всевозможные детали, поражения лиц, интонации рассказчиков, а самое главное - особенности народного говора. «Пишу – что? Ну, пусть роман: «Перелёты». Детство казачонка, потом вынесенного в мир. Передаю казачий мир, ищу нитей, связывающих тогда Каленый с миром: приезд наследника, книги, архиерей. Какие идеи из большого мира были тогда для нас реальностью? Вот это трудно нащупать…»
Первоначально заглавие романа было «Перелеты», и в центре его находилась судьба двух мальчишек. Но обилие открытого писателем материала заставило пересмотреть замысел, шире развернуть социальный фон, показать, как сложилась судьба Войска яицкого после того, как уральское казачество, будучи ударной силой пугачёвской армии, вписало в историю ещё не одну героическую страницу за свою вольнолюбивую жизнь. Основные события романа развертываются в 90-х годах 19-го столетия. В центре романа семья Алаторцевых - яицких старожилов из посёлка Соколиного, основанного еще в конце 18- го столетия.
Роман начинается с радостного события-возвращения пожилых казаков из Хивинского похода. Писатель-реалист сосредотачивает свое внимание на радости, вызванной встречей с родными и близкими после возвращения казаков из тяжёлого и опасного похода. И в самом деле, все в Соколином нетерпеливо ждут казаков - жёны, дети, старики. Даже ждёт, кажется, сам посёлок, и одинокая ветла на берегу Яика. И это настроение всеобщего ожидания поэтически ёмко передано в лирических отступлениях автора. Но недолго длится счастье возвратившихся воинов. Соколинцев - закоренелых староверов – 1874 год встречает нерадостно: Петербург вводит новое Положение о хозяйственном управлении краем. Теперь казак обязан выполнять всеобщую воинскую повинность, а раньше он на службу шёл добровольно, платили ему за это из сбора со всех «неслужилых казаков». И новое Положение, значительно увеличивающее лежащие на казаках повинности, соколинцы встречают, как «грабёж из старинных вольностей». Они взбунтовались, отказались подчиниться новому Положению и написали челобитную об отмене этого Положения, вызвав гнев властей. Почтенные казаки были преданны суду и как буяны сосланы в Аму – Дарьинский край. Это события в посёлке Соколином имело свои тяжёлые последствия. Оно сразу же размежевало не только богатых и бедных, но порушило соседство и родство. Никита Алаторцев, вернувшийся с подавления восставших рабочих на уральских заводах, разоряет семью родного брата Ефима Алаторцева, оставляет его без крова. Рушится любовь Василиста к Лизе Гагушкиной и Насти к Климентию Вязниковцеву лишь потому, что отец их оказался высланным из посёлка Соколиный как смутьян. И в сердцах молодых Алаторцевых зреет месть. Настя убивает Климентия, так как он «против казаков поступил нехорошо», и сама вскоре умирает от горячки.
Это происходит на глазах Лушки – самой младшей из Алаторцевых. И образ её, показанный в развитии, вырастает в большой собирательный характер казачки ищущей правду жизни и старающейся вырваться из пут бытовых условностей, сковывающих её свободную любовь. Лушка выписана точно и ярко. Она видится цельной, своенравной натурой. Её тайная любовь к Григорию Вязниковцеву – брату убитого Климентия, и ненависть к нему, как к богатому казаку, презирающему Василиста и других бедных станичников, раздирает душу Лушки сомнениями и гнетёт её. Лушке трудно остановить свой выбор на Григории: мешает внутренняя неприязнь и в то же время её влечёт к нему страсть и жажда материнства. Образы Лушки и Василиста Алаторцевых - одни из обаятельнейших в романе. В романе много тонко выписанных бытовых массовых картин: традиционное багрение рыбы на Яике, посиделки молодёжи, встреча казаками наследника в Уральске, гульбища, драки. Автор показывает, что народ является движущей силой истории. В этом выявляется позиция самого художника, избравшего предметом исследования казачью общину, её старинный быт и уклад. И без показа массовых сцен и веселья, без раскрытия столкновения казаков с царскими слугами, непримиримых классовых схваток внутри самой казачьей общиной - не было бы полно народности историческое повествование В.Правдухина. Действие романа завершается в предгрозовые дни первой русской революции, и автор особо подчёркивает, сколь неоднородно было уральское казачество в своей массе. Роман утверждает,что в самой среде казачества зрели социальные силы, грозные и могучие в своей ненависти к существующим порядкам, несправедливости. Несомненным достоинством исторического повествования «Яик уходит в море» является то,что автору удалось показать симпатии и уважение русских к братским народам Востока, подчеркнуть, сколь глубоко чувство этой дружбы. Это видно на судьбе преданного работника Алаторцевых- Асан- Галея, не покинувшего их в лихую годину, и по описанию трагической гибели Алибая, павшего от руки Тас-Мирона, наконец, по трудной доле, выпавшей Адилю- сыну казачки и пастуха- казаха. «Яик уходит в море»- по-настоящему талантливое произведение. Оно полно лирических отступлений, вдохновенных и поэтических описаний природы, деталей быта. Колорита народного языка, придающего всему повествованию красоту и своеобразие. Все это выписано с искренней взволнованностью, которая от первой страницы романа до последнего держит читателя в напряжении, заставляет его переживать чувства героев, их волнения и горечь.
Роман-эпопея «Яик уходит в море»- свидетельствует о том, что Валериан Правдухин прекрасно знал историю уральского казачества и сумел ярко отобразить ее в своем произведении. Частные недостатки романа не исправишь теперь, и за автора не допишешь то или иной образ. Да и не столь важно сейчас их отмечать. Куда важнее и значимее, по выражению А. Луначарского, «превратить в активную силу ту художественную энергию, которая заключена в произведении, оживить ее вновь путем приведения ее в контакт с нашими собственными жизненными задачами». Писательская судьба Валериана Правдухина закончилась трагически. Жизнь его оборвалась в самом расцвете творческих сил. Едва был закончен многолетний труд над романом «Яик уходит в море», появившийся в Гослитиздате в 1937 году, как на писателя обрушилась непоправимая беда: он был оклеветан, книга его оказалась вычеркнутой из читательского списка. Ныне произведения В. Правдухина снова возвращаются читателю. Писатель заговорил о своей любви к родному Уралу с новым поколением людей. Уже переиздана пьеса «Виринея», написанная им вместе с Л. Сейфуллиной по ее одноименной повести, и заново показана в театрах нашей страны. Роман «Яик уходит в море» возьмет в руки новое поколение читателей. И встреча эта будет радостной и интересной. Не останется у нас забытым писатель Правдухин. Он стоял у истоков советской литературы и самоотверженно служил ей, не щадя ни своих сил, ни энергии, ни своего пламенного сердца патриота, горячо любившего Урал.
Современному читателю почти незнакомо творческое наследие самобытного писателя и критика Валериана Павловича Правдухина – яркого живописца родного Урала. Он написал художественную летопись свободолюбивого и мужественного яицкого казачества, пронёсшего пугачёвскую вольницу почти до начала двадцатого века.
21 июля 2006 г. 10-я российско-казахстанская экспедиция отправилась на малую родину писателя – станицу Таналыкская, которая прежде находилась на месте Ириклинского водохранилища. Недалеко от нее возвышается небольшой остров, который получил название «Остров Любви». Именно здесь состоялось открытие мемориального камня с надписью «Родина Правдухина».
Ныне произведения Правдухина и его имя возвращаются к читателю. Писатель заговорил о своей любви к родному Уралу с новым поколением людей 21 века г. – переиздан роман «Яик уходит в море» г. - переиздан сборник очерков «Вниз по Уралу» г. – организация западно – казахстанскими учёными уникальных Правдухинских экспедиций г. – 10-я российско-казахстанская экспедиция посетила Ириклинское водохранилище, воды которой скрыли родную станицу писателя –Таналыкскую. От места, где располагалась станица, осталась лишь вершина горы, называвшейся островом Любви. На острове поставили мемориальный знак памяти Валериана Правдухина и присвоили его имя острову. 26 мая 2009 г в музее Оренбургского казачества вручение литературной премии имени писателя Валерина Правдухина. В Челябинске есть улица Правдухина.
И белый храм, как вспененный прибой Вдруг вынесет меня к моим истокам. Я различаю давней бабки боль И слышу голос правнуков далеких. Беру на память горстку красных бус - Огонь рябины обожжет, как жалость... Каким крылом меня коснулась Русь? Какой свободой Азия касалась? Но есть Урал, схлестнувший берега, Что деду был наградой и добычей. И проплывают медленно века Под зорким неспокойством пограничья.