ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: Баба Яга. Миф и реальность… Миф и реальность…
Гипотеза: Если Баба-Яга прародительница древних славян, то она является защитницей и берегиней, то есть добрым божеством. Цель: выявить положительные качества образа Бабы-Яги как защитницы от бед. Задачи исследования: 1. Собрать информацию о Бабе Яге из литературных и исторических материалов о славянской сказке, мифологии древних 2. Изучить собранную информацию в соответствии с выдвинутой гипотезой. 3. Повести анкетирование одноклассников, чтобы узнать, что они знают о Бабе-Яге 4. Сделать доклад на тему исследования.
Я был в избушке на курьих ножках. Там все как прежде. Сидит Яга. Пищали мыши и рылись в крошках. Старуха злая была строга. Но я был в шапке, был в невидимке. Стянул у старой две нитки бус. Разгневал ведьму и скрылся в дымке. И вот со смеху кручу я ус. Пойду, пожалуй, теперь к Кощею, Найду для песен там жемчугов, До самой пасти приближусь к Змею. Узнаю тайны – и был таков.
Наш славянский бог и прародитель наш - РОД. Бог - един и множеств енин, прародитель народа наше- го славянского! Лада - славянская богиня любви и красоты. Именем Лада древние славяне называли не только изначальную богиню любви, но и весь строй жизни лад, где все должно было ладно, то есть хорошо.
Скатертью дорожка Когда машут платком на прощание или говорят: «Скатертью дорожка". Когда-то, накормив уходящих людей, скатерть снимали со стола и клали им под ноги. Они уходили из дома по скатерти! А потом ее разрывали на кусочки со следами и, махая, показы- вали, что след ушедшего, значит, и память о нем, остались в доме.
…входит - в избушке сидит баба-яга костяная нога, старая, беззубая. «Заколдованная королевна» …на лавке сидит седая старуха, прядет кудель. «Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что» …сидит там баба-яга костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. « Финист - ясный сокол»
Непредсказуемый характер у волшебной старухи: то она, как заправский людоед, собирается поджарить себе на ужин каждого гостя, то вдруг, растрогавшись, выдает ему все секреты о нечистой силе, да при этом еще «накормит, напоит и в баньке попарит».
А в том, что Баба- Яга не всегда была злой. В чем же тут дело? Если Баба-Яга была доброй, то кем же она была?
При археологических раскопках на пепелищах доисторических очагов были найдены костяные и каменные женские фигурки Находки археологов на пепелище древних славян
Выехала из леса Баба Яга - в ступе едет, пестом погоняет, помелом заметает. «Василиса Прекрасная» Во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает. «Марья Моревна» Яга – баба схватила жихаря, села в ступу, поехала; едет в ступе, пестом понажат, а помелом следы заметать. «Баба Яга и жихарь»
Ей молились о продолжении рода, о богатом урожае. Когда снимали с полей пер- вые плоды, перетирали зерна в ступке и варили прародитель ницце в угощение кашу Не от того ли у Бабы-Яги появилась ступа? Версия 1
Летает Баба-яга в ступе, которая очень похожа на колоду, прообраз гроба. След за собой заметает помелом. Раньше был обычай: когда покойника везли на санях в последний путь, за ним заметали санный след, чтобы не вернулся в мир живых. Почему летает? Потому что мертвые не ходят, их носят. Версия 2
Стоит в лесу за высоким тыном избушка на курьих ножках, на бараньих рожках. «Баба Яга» …вышла на полянку, где стояла избушка яги-бабы; забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот ноги человечьи, вместо запоров руки, вместо замка рот с острыми зубами. «Василиса Прекрасная»...стоит дом бабы-яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый. «Марья Моревна»
На печке лежит Баба-Яга костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос и лежит Баба-Яга, в одном углу нога, в другом другая. Что же это за избушка такая, в которой человек еле помещается и притом лежа? Может быть это гроб? Почему Баба-Яга жила избушке на курьих ножках?
В древности умерших хоронили в домовинах – домиках, расположенных над землёй на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Люди верили, что мертвецы летают на гробах.Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно было увидеть только их ноги – отсюда и произошло выражение «Баба Яга - костяная нога».
К избушкам на столбах ходили просить у предков защиты и помощи, а чтобы они смилостивились, приносили на кладбище сладкие напитки и яства и вежливо величали пращуров. Не потому ли Яга в сказках любит обходительность и помогает лишь тем, кто ей по нраву?
Забор вокруг избы – из человеческих костей, на заборе черепа. Вход со стороны леса, то есть из мира смерти.
Но как случилось, что добрая прародительница превратилась в сказочную колдунью? Об этом можно только догадываться. В древности, когда соседние племена враждовали между собой, проигравшим войну нередко приходилось покидать родные места, оставляя врагу селения и могилы предков. Для победителей эти могилы таили опасность: предки побежденных могли причинять вред незваным гостям, пуская в ход свои чары. Так добрая Яга в избушке на курьих ножках стала превращаться в безжалостную старуху-чародейку. Может быть, тогда и появилось у прародительницы племени зловещее имя «Яга». Слово это обозначало печаль, муку тяжкую. С тех пор много воды утекло. Короткая у людей память. Так и забыли бы Ягу, если б не сказки.
В сказках «Гуси - лебеди»,«Баба- яга и Заморышек» - Баба Яга совершает злые поступки: крадёт братца Иванушку («Гуси - лебеди»), пытается убить братьев («Баба-яга и Заморышек»). Но в большинстве сказок Баба Яга совершает добрые поступки. Она помогает солдату найти королевну («Заколдованная королевна»), Андрею отыскать Марью – царевну («Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что»), Марьюшке – Финиста – ясного сокола (« Финист - ясный сокол»).
Волшебная сказка знает несколько образов Бабы Яги: 1. Яга-воительница 2. Яга-похитительница 3. Яга-дарительница: советчица; повелительница сил природы и животного мира; охранительница- покровительница, следящая с помощью своих волшебных помощников за похождениями героя
- Трудно, красавица, тебе будет его отыскать, да я тебе помогу. Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце, бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая. («Финист-ясный сокол») Вытащила она Василису из горницы и вытолкала за ворота, сняла с забора один череп с горящими глазами и, наткнув на палку, отдала ей и сказала: -Вот тебе огонь для мачехиных дочек, возьми его; они ведь за этим тебя сюда и прислали. («Василиса Прекрасная»)
Сказки, в которых Баба Яга помощница. Сказки, в которых Баба Яга противница. 1. «Заколдованная королевна» 1. «Баба Яга» 2. «Иван Быкович»2. «Василиса Прекрасная» 3. «Финист – ясный сокол»3. «Гуси – лебеди» 4. «Царевна – лягушка»4. «Терешечка» 5. «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» 6. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» 7. «Ненаглядная краса». 8. «Две сестры». 9. «Марья Моревна».
В классе было проведено анкетирование до после презентации
Вывод: Со старых времен и осталось у известной нам героини часть имени «Баба» и способность научить любого, от Ивана-царевича, до Иванушки-дурачка. Именно к ней и приходят за советом, получением права на собственную жизнь, лечением и всем, что только может понадобиться. Как мы видим, привычный образ злой старухи разрушается. И можно уже сделать вывод, что Баба Яга – положительный персонаж.