Автор: Панченко С.А., учитель географии МБОУ-СОШ р.п. Советское, Советского района
Ключи к тесту: 1-я группа 1. В 2. А 3. А 4. А 5. Б 2-я группа: 1. В 2. А 3. А 4. А 5.Б
1. Образовательные: сформировать представление о миграционных потоках в России; изучить особенности перемещения населения по территории России; ввести понятие миграция, рассмотреть виды миграций; ввести и добиться овладения понятиями эмиграция, иммиграция, беженец, вынужденный переселенец выявить и способствовать усвоению учащимися содержания проблем, возникающих при активной миграции и наметить пути их решения. 2. Развивающие: развивать умения и навыки работы с картами, статистическим материалом. 3. Воспитательные: воспитывать личность, сознающую свои права и права других людей. Цели урока:
Миграции населения – это перемещения людей из одного места в другое, связанные с изменением постоянного места жительства.
малый город – большой город село – город город – село межрайонные иммиграция (въезд) эмиграция (выезд) реэмиграция (возвращение эмигрантов на родину)
Разность между числом прибывших в страну и числом выбывших за ее пределы за определенный срок называется миграционным приростом
поездка на отдых из зон экологического бедствия, военных конфликтов и др. депортация народов
Число беженцев в мире достигло 42 млн. человек Россия ежегодно принимает 8 тыс. беженцев
переезд на постоянное место жительства сезонныемаятниковыевахтовые север добыча полезных ископаемых, строительство сооружений, дорог Москва Щелково, Люберцы, Балашиха, Мытищи утро вечер Страны Зарубежной Европы сбор урожая, например, клубники
смена или поиск работы межнациональные или региональные противоречия сложная криминогенная обстановка нежелание жить в городе или сельской местности плохие жилищные условия противоречия на религиозной почве неблагоприятная экологическая обстановка необходимость перемены климата семейные обстоятельства получение образования
Сальдо миграции - разность числа лиц, прибывших на какую-либо территорию, и числа лиц, выбывших оттуда за один и тот же промежу-ток времени. Миграционный (механический) прирост населения положительное Миграционная (механическая) убыль населения отрицательное Рассмотрите карту. Определите федеральные округа России с положительным и отрицательным сальдо миграций.
1 группа: Рассмотрите график международной миграции. Определите сальдо миграций в 2004 г., 2007 г. Рассмотрите рис.184 в учебнике стр.244. Почему самые большие показатели сальдо пришлись на года? 2 группа: Рассмотрите диаграмму. Представители каких стран преобладают в иммиграции России? Рассмотрите рис.185 в учебнике стр.245. С какими тремя государствами у России происходит самый большой миграционный обмен?
Определите, какие группы иммигрантов приезжают в Россию. Определите по диаграмме, где в основном работают мигранты.
Анализ карты стр.241 рис.183 с диаграммой стр.236 рис.181 Задание для 1-й группы: г.Санкт-Петербург и Ленинградская область Задание для 2-й группы: Ямало-ненецкий автономный округ Как изменяется численность населения? Почему? В каких регионах велика доля пожилого возраста?
Задание: Выберите на карте России города, где бы вы хотели: 1. Жить постоянно 2. Периодически отдыхать 3. Побывать на экскурсии Ответ аргументируйте.
Рефлексия: - я узнал; - на сегодняшнем уроке я закрепил знания; - я не буду делать ошибки.
Домашнее задание: п.42, 43; используя материал урока и карту Саратовской области составьте картосхему «Современные миграции населения Саратовской области»; используя ключевые слова темы, составьте кроссворд «Миграции в России»