Учимся мыслить сами! Учебный проект по физике Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. А. Дистервег Руководитель: преподаватель ВГПГК Канищева Л.И. Участники: студенты гр. ТО-251
Дидактические цели проекта: формирование коммуникативной компетентности (умений кратко и понятно излагать свои мысли, физически грамотно говорить); формирование социальной компетентности (навыков работы в команде: умения отстаивать свою точку зрения, считаться с чужим мнением, проводить объективную рефлексию); формирование предметной компетентности (самостоятельной познавательной активности, навыков работы с большими объемами информации, умений видеть проблему и наметить пути ее решения, применять базовые знания для решения конкретной проблемы, развитие креативных способностей, критического мышления).
Методические задачи: овладеть обобщенными практическими умениями и навыками проведения исследований; углубить знания о методах научного познания; научиться грамотно оценивать достоверность полученной информации; научиться устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, обобщать, систематизировать; научиться лаконично излагать свои мысли в рамках предложенного стиля; приобрести навыки проектной деятельности.
Место проекта в учебном процессе: Учебный вопрос: Лабораторный практикум по физике Как оценить достоверность полученной информации?
Основополагающий вопрос: Можно ли доверять народной медицине? Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить. Т. Эдисон
А говорят… «…что артериальное давление человека можно измерять с помощью … линейки, нитки и колечка!» Семь раз отмерь - один раз отрежь!
Темы самостоятельных исследований студентов Насколько точны измерения давления человека «народным тонометром»? Как увеличить точность измерений давления человека математическим маятником? Какое физическое явление лежит в основе работы «народного тонометра»? Как изобрести «велосипед»? Опыт – вот учитель жизни вечный. И.В. Гете
Этапы и сроки проведения проекта I.Организационно-подготовительный этап (1 неделя): 1. Постановка проблемы, выдвижение первых гипотез. 2. Формирование групп, составление плана действий. 3. Обсуждение возможных источников информации по поставленной проблеме, вопросов защиты авторских прав. 4. Самостоятельное распределение заданий внутри групп. Знание бывает двух видов. Мы сами знаем предмет – или же знаем, где найти о нем сведения. Б. Франклин
Этапы и сроки проведения проекта II. Экспериментально-аналитический этап (2, 3 недели): 1.Измерение давления членов семьи тонометром и математическим маятником. 2.Анализ первых результатов измерений. 3.Корректировка плана (выдвижение новых гипотез и путей их проверки). 4.Обсуждение, обобщение результатов исследований (общие выводы). Нужно иметь в голове великое множество разнообразных идей, чтобы родить одну хорошую. Л. Мерсье
Этапы и сроки проведения проекта III. Заключительный этап (3, 4 недели): 1.Выбор творческого названия проекта. 2.Оформление результатов исследования в виде презентации и буклета. 3.Защита проекта. 4.Рефлексия деятельности участников проекта. «Станьте причиной своего успеха. А не следствием обстоятельств.»
Результаты исследований студентов представлены: - в презентации «Истина где-то рядом»; - в буклете «Инструкция по применению».
Информационные ресурсы Материалы на печатной основе: 1. Ястребцева Е.Н., Быховский Я. С. Обучение будущего: Учеб. Пособие. – 4-е изд., испр. – М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», Журналы «Физика в школе». Интернет-ресурсы: Подробнее