ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ПО ХИМИИ 10 КЛАСС Разработан учителем химии Парсаевой И.Н. МОУ Балахтонская средняя общеобразовательная школа – 2010 уч. год.
ТЕМА УРОКА : Спирты. Строение, номенклатура, изомерия, химические свойства. ЦЕЛИ : Образовательно – развивающая – Усвоение новых понятий : оксисоединения, спирты, монофункциональные и полифункциональные оксисоединения. – Применение опорных понятий : кислородсодержащие производные углеводородов, предельные органические соединения, непредельные органические соединения, гидроксиды, амфотерность. – Развитие умений : Оперировать ( определять и делить, обобщать и ограничивать, сравнивать) понятиями : аськи соединения, спирты – Развитие специальных умений : записывать уравнения химических реакций, давать названия аськи соединениям, по названиям строить структурные формулы, формулы гомологов и изомеров. Формирование диалектико- материалистического мировоззрения. ВИД УРОКА : комбинированный. ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ : работа в группах. ЗАЯВКА НА ОЦЕНКУ: «5» - 12 баллов и более. «4» баллов. «3» баллов.
ХОД УРОКА: Деятельность учителя Баллы, время Деятельность учащихся I. Выведение понятия «Оксисоединения» Задание 1. Определите соединение являющееся «лишним» в следующем ряду веществ. Какой признак объединяет соединения формулы которых вы выписали? 1 б. 3 мин. 1 б. 1 мин. Каждая группа получает карточку с рядом веществ, где лишним соединением являются Оксисоединения (приложение 1) Представители от групп выписывают «лишние» соединения на доске Ответ: все соединения содержат гидроксигруппу.
Деятельность учителя Баллы, время Деятельность учащихся Задание 2. Все выписанные на доске вещества называются оксисоединениями; определите понятие «оксисоединения», запишите его в тетрадь, предложите общую формулу для записи оксисоединений. 2 б. 3 мин. 2 б. 3 мин Учащиеся записывают тему урока, дают определение понятия: «кислородсодержащие производные углеводородов, содержащие гидроксигруппу», записывают в тетрадь. Предлагают варианты общей формулы: а) R-OH, b) R-(OH)n (после обсуждения в тетрадь записываем формулу под б). Деятельность учителя Баллы, время Деятельность учащихся Задание 3. Используя учебник раскрыть понятие спирты. 2 б. 2 мин. Записывают понятие в тетради: «Кислородсодержащие производные углеводородов имеющие одну или несколько гидроксогрупп»
Деятельность учителя Баллы, время Деятельность учащихся Задание 4. В следствие чего в классе спиртов может возникнуть многообразие? Какие виды спиртов могут появиться по углеводородному радикалу? Какие виды спиртов могут появиться по числу гидроксогрупп. 2 б. 2 мин. 2 б. 1 мин. 1 б. 1 мин. 1 б. 1 мин. Ответ: В следствие многообразия углеводородных радикалов и количества гидроксогрупп. Ответ: Предельные, непредельные, ароматические. Ответ: Одноатомные, многоатомные.
Деятельность учителя Баллы, время Деятельность учащихся Задание 5. Для ряда соединений NaOH, C2H5OH, C6H5OH, Al(OH)3, CH2OH- CH2OH. Найти общее родовое понятие. Как доказать, что все эти соединения являются гидроксидами? 1 б. 1 мин. 1 б. 1 мин. Ответ: данный ряд соединений представлен гидроксидами. Гидроксидами называют сложные вещества содержащие гидроксигруппу.
Деятельность учителя Баллы, время Деятельность учащихся Задание 6. Используя реактивы имеющиеся на столах, текст учебника (О.С, Габриелян. Химия 10 кл., М.: Дрофа 2004, параграф 17), докажите, что спирты являются амфотерными гидроксидами. Запишите в тетради уравнения реакций. 4 б. 10 мин. Работают с учебником, выполняют лабораторные опыты, записывают в тетради. Ответ: амфотерные гидроксиды (спирты) взаимодействуют с металлами и кислотами. 2Na+2ROH=2RONa+H 2 C 2 H 5 OH+HR=C2H5R+H 2 O Представители групп предъявляют результаты в тетради и пробирки.
Деятельность учителя Баллы, время Деятельность учащихся Задание 7. Используя реактивы имеющиеся на столах, текст учебника (О.С, Габриелян. Химия 10 кл., М.: Дрофа 2004, параграф 17), проведите качественную реакцию для многоатомных спиртов. Запишите в тетради уравнения реакций. 2 б. 3 мин. Работают с учебником, выполняют лабораторные опыты, записывают в тетради. Инструкция для проведения лабораторных опытов стр.286,287,289. Химия 10 класс. Ответ: В результате реакции получается ярко-синий раствор глицерата меди C 3 H 8 O 3 + Cu(OH) 2 = 2H 2 O+C 3 H 4 O 2 Cu Представители групп предъявляют результаты в тетради и пробирки.
Деятельность учителя Баллы, время Деятельность учащихся II. Закрепление Задание 1. Составить 4 вопроса – суждений по химическим свойствам спиртов. 4 б. 5 мин. Ответ: 1. Каким образом спирты взаимодействуют со щелочными и щелочноземельными металлами? 2. Как доказать что спирты проявляют кислотные свойства? 3. Каким образом образуются сложные эфиры? 4. Почему спирты нельзя назвать кислотами? Деятельность учителя Баллы, время Деятельность учащихся III. Поведение итогов. Домашнее задание. 5 мин.Подсчет баллов, выставление оценок. Параграф 17, упражнения 1,2,5,6. стр. 154.
Приложение 1 Задание 1. Из приведенных ряда веществ исключите лишние соединения. CH3 - CH3; CH3 – CH2 – OH; CH3-CH2-CH3; C6H6 C6H6 ; C6H12; C2H4 – (OH)2 ; C2H4. CH4; CH3-CH2-CH3; C6H6 ; CH3- OH
Приложение 2 Реактивы необходимые для проведения лабораторных опытов: Этиловый спирт, глицерин, этиленгликоль, серная кислота, соляная кислота, уксусная кислота, вода, сульфат меди, гидроксид натрия, индикаторы. Лабораторное оборудование: Штативы, держатели, пробирки, ложечки для веществ, спиртовки.