М.В.Ломоносов - человек энциклопедических знаний К 300-летию со дня рождения ( ) Учитель математики МБОУ БСОШ 1 Аксенова А.В.
Какая польза тем, что в старости глубокой И в тьме бесславия кончают долгий век! Добротами всходить на верх хвалы высокой И славно умереть родился человек. М.В. Ломоносов
Славяно-греческая академия Объявив себя сыном холмогорского дворянина, Ломоносов поступает в Славяно-греческую академия. Там он с редким упорством приступает к обучению. В академии преподавали славянский, греческий и латинский языки, арифметику, риторику, стихосложение, богословие.
Учёба в Германии В возрасте 25 лет Ломоносова в числе трёх лучших студентов направляют для учёбы в Германии. Там он обучается немецкому языку и механике, рисованию и экспериментальной физике, архитектуре и гидравлике, пиротехнике и фортификации и многому другому.
Работа в Петербургской Академии В 30-летнем возрасте Ломоносов возвращается на родину в Петербург. Он полон искрен- него желания «наукою моею отечеству пользу чинить», как говорил он сам. Мост Ломоносова через Фонтанку. Санкт-Петербург
Закон сохранения материи «… Все встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавиться, то это отнимается у чего-то другого». М.В. Ломоносов
Исследования в области физики Ломоносов высказал очень прогрессивную для того времени мысль, что мир состоит из атомов и молекул («карпускулов», как говорили тогда).
Физика атмосферных явлений Изучал природу молний, изобрёл громоотвод Разработал теорию света и цвета, объяснил причины северных сеяний Изобрёл «аэродинамическую машину»
Астрономические открытия В 1761 г. Ломоносов наблюдал прохождение Венеры по диску Солнца и сделал вывод о наличие на Венере атмосферы. Изобрёл «ночезрительную трубу», позволяющая в темноте лучше видеть окружающие предметы
Минералогия М.В. Ломоносов не только раскрыл происхождение многих ископаемых – угля, торфа, сланца, но и указал возможные места их добычи.
Возглавляет Географический департамент Академии наук Учёный собирает материалы для «Нового российского атласа» Изучает возможности развития речного судоходства Предлагает меры по охране лесов Ставит вопрос о необходимости развития сельского хозяйства
Крупнейший историк своего времени «Древняя Российская история», замечания на диссертацию Г.Ф. Миллера «Происхождение имени и народа российского», и «Краткое описание разных путешествий по северным морям...» и др.
Производство цветных стёкол Изготовленные Ломоносовым стёкла были не хуже итальянских
Мозаика М.В. Ломоносова
Литература «Петром Великим русской литературы» назвал Ломоносова В.Г. Белинский. Учёный считал необходимым ограничить использование устарев- ших слов, сблизить литературный язык с разговорной речью Написал учебник «Российская грамматика» Писал стихи и оды.
Крылатые фразы «Науки юношей питают Отраду старым подают» «Открылась бездна, звёзд полна, Звездам числа нет, бездне дна»
Математика «Химия – правая рука физики, математика – её глаз». «Слеп физик без математики». «Стремящийся к изучению химии должен быть сведущ и в математике». «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит». «Геометрия – правительница всех мысленных изысканий».
Великий русский просветитель Наука есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение жизни, похвала юности, старости подпора, строительница градов, полков, крепость успеха в несчастии, в счастии – украшение, везде верный и безотлучный спутник. М.В. Ломоносов
Могила Ломоносова в Александро-Невской лавре Умер М.В. Ломоносов в 1765 г. в возрасте 54 лет.
Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минеролог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник: первый углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка его, дает законы и образцы классического красноречия, учреждает фабрику, сам сооружает махины, дарит художества мозаическими произведениями и наконец открывает нам истинные источники нашего поэтического языка. А.С. Пушкин
Имя Ломоносова Учреждения науки, образования и культуры: музеи, университеты, академии, гимназии, лицеи, школы в разных городах России) Географические объекты: Хребет Ломоносова Полуостров Ломоносова Кратер Ломоносов на Луне Кратер Ломоносов Населенные пункты, улицы, площади, станции метро, мосты. Морское течение Ломоносова течение – холодное течение в Атлантическом океане Ломоносова течениеАтлантическом океане Биологический вид: Stygiopontius lomonosovi (вид ракообразных)ракообразных Астрономический эффект Явление Ломоносова Геологическая порода Минерал Ломоносовит и другие явления, объекты и т.д.