Структура программы на языке Паскаль
Алфавит Алфавит паскаля состоит из букв, цифр и спецсимволов. Между группами алфавита используются разделители Буквы можно использовать прописные и строчные. Транслятор их не различает, то есть VAR, var, VaR – одно слово. Идентификатор начинается с буквы и может содержать цифры и символ подчеркивания. Различаются первые 63 символа. Идентификатор не может быть зарезервированным словом.
Структура программы Заголовок Раздел объявления меток Раздел объявления констант Раздел объявления типов Раздел объявления переменных Раздел объявления процедур Тело программы Program name; Label 4,6,55 Const pi=3.14 TYPE spisok; VAR name:type; Всех используемых BEGIN …………….. END.
Простые типы данных Тип ДиапазонФормат Размер в байтах ShortInt-128 …127Знаковый 1 Integer Знаковый 2 LongInt Знаковый 4 Byte0..265Без 1 Word Без 2
Простые типы данных Тип ДиапазонЗначащих цифр Размер в байтах REAL2.9E E SINGLE1.5E E38 74 DOUBLE5E E EXTENDED E COMP-2^63+1 2^
Простые типы данных Логический BOOLEAN Символьный CHAR (1 знак) Тип-строка STRING String(n)
Пример программы Program my_first; Const text=my first program Begin Writeln (text); End.
Линейные задачи Операторы ввода вывода присваивания
Порядок составления программы Знать алгоритм решения задачи Нужно придумать имена переменным Нужно определить какого типа будут переменные Перед вычислениями нужно задать исходные данные для решения задачи Задать действия необходимые для получения результата Полученный результат нужно вывести
Оператор ввода данных READLN(имена переменных через,) или READ(имена переменных через,) Значения переменных задаются после запуска программы в том порядке, в каком указаны в скобках. В конце нажимают клавишу ENTER.
Оператор вывода WRITELN(аргументы через,) WRITE(аргументы через,) Аргументами могут быть числа, текст, выражения Если вся информация оператора WRITE не умещается на строке, то вывод продолжается с новой
Примеры оператора вывода WRITE(-500) WRITE (3+2) WRITE (я пишу) WRITE (8,y,3*5,x) WRITE (8,,3*5,,y) я пишу 8y15x 8 15 y
Оператор присваивания Имя переменной := выражение оператор заносит в память значение вычисленного выражения под соответствующим именем Что означает запись х:=х+1
Пример Фрагмент программы: v:=-2+10; h:=10*v; s:=v+h В памяти: V=8 h=80 s=88
Арифметические Операции +, - *, / Умножение не пропускать!!! Степени нет DIV –деление нацело 5 DIV 2 MOD- остаток от деления 7 MOD 3
В углу прямоугольного двора х*у стоит дом а*с. Найти площадь двора, дома, длину забора. х у а с Нужны переменные: х, у, а, с, sdvor, sdom, l. Все они вещественного типа
х у а с Program s; var x, y,a, c,sdvor, sdom, l: real; begin read(x, y, a, c) ; sdvor:=x*y; sdom:=a*c; l:=2*y + 2*x - a - c; Writeln (sdvor,sdvor); Writeln (sdom,sdom); Writeln (l,l); end.
Автомобиль ехал t1 часов со скоростью v1 и t2 часов со скоростью v2. Найти среднюю скорость. Для решения задачи понадобится кроме указанных выше переменных еще общее время t и расстояние s, а также v-среднее. Все они действительные числа. Нужно найти расстояние и общее время, а затем среднюю скорость
Program speed; var v1, v2, v, t1, t2, t, s : real; begin read (v1,v2,t1,t2); t:=t1+t2; s:=v1*t1+v2*t2; v:=s/t; writeln (средняя скорость,v); end.
Самостоятельно: В зоопарке 3 слона и сколько-то кроликов. Слону надо 100 морковок, кролику - 2. Составить программу для расчета количества морковок при задаваемом с клавиатуры количестве кроликов.