Урок русского языка в 9 классе Обучение сжатому изложению Провел : Почанин М. С. учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ д. Золотоношка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
познакомиться с различными приёмами сжатия исходного текста; научиться выделять в тексте микротемы, определять в них главное; научиться преобразовывать.
Advertisements

УРОК-ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ « Содержательные и языковые способы сокращения текста» Учитель: Газдарова Людмила Мухарбековна 2011год.
Приёмы компрессии исходного текста *Содержательные *Языковые.
Содержательные и языковые способы сокращения текста Подготовка к экзамену в форме ГИА. Автор – Бродягина Ольга Семёновна, учитель МОУ Улётовская сош.
Содержательные и языковые способы сокращения текста Подготовка к экзамену в новой форме Занятие 2 элективного курса в 9 классе.
Подготовка к написанию сжатого изложения. Обучение приемам компрессии текста.
Способы сжатия текста Коротко да ясно, оттого и прекрасно. Русская пословица Краткость – сестра таланта. А.П.Чехов.
Подготовка к ЕГЭ. Требования к сжатому изложению Сжатое изложение «требует умения выделять в тексте микротемы, определять в них главное; отсекать второстепенное.
Определить тему Сформулировать основную мысль Определить стиль Выделить микротемы Определить способы сокращения текста Передать содержание как каждой.
Тема: Подготовка к сжатому изложению Разработан Архиповой Л.А., учителем высшей категории МОУ «Заклинская средняя школа» Урок русского языка в 9 классе.
Мастер-класс: Содержательные и языковые способы сокращения текста МОУ «Дульдургинская СОШ»
ГИА по русскому языку в 9 классе. Распределение заданий по частям работы Части работы Число заданий Максимальный первичный балл Тип заданий 1 Часть 1.
Задача сжатого текста - кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые.
Способы сокращения текста Подготовка к экзамену в новой форме.
Презентация по русскому языку 9 класс Выполнила: Пикалева И.Г., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 143» Г. Казань, РТ.
ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ СЖАТИЯ ТЕКСТА. Цель : Обучение приемам содержательной компрессии теста как этап подготовки к сжатому изложению.
СПОСОБЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА ИСКЛЮЧЕНИЕ подробностей и деталей ОБОБЩЕНИЕ частных, единичных явлений УПРОЩЕНИЕ синтаксических конструкций.
Информационная обработка текста Основные приёмы сжатия (компрессии) текста: 1. исключение второстепенной информации, повторов, подробностей, деталей; 2.
Итоговая аттестация в 9 классе в новой форме Подготовка к сжатому изложению.
Упр. 178 с. 91. Прочитайте текст К какому стилю речи относится текст? Публицистический. Какой тип текста?(описание, повеств., рассужд.) Рассуждение. К.
Транксрипт:

Урок русского языка в 9 классе Обучение сжатому изложению Провел : Почанин М. С. учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ д. Золотоношка

Изложение - это восприятие и понимание чужого текста с последующей его передачей в письменной и устной форме.

ВИДЫ ИЗЛОЖЕНИЙ ПОДРОБНОЕ СЖАТОЕ

Приемы сжатия текста Содержательные Языковые Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной информации Свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее) Замена Исключение Слияние нескольких предложений в одно

Замена Исключение замена однородных членов обобщающим наименованием замена фрагмента предложения синонимическими выражениями замена предложения или его части указательным местоимением замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением замена сложноподчиненного предложения простым исключение повторов исключение фрагмента исключение одного или нескольких синонимов Разновидности замены и исключения

Замена однородных членов обобщающим наименованием В это лето я узнал заново, на вкус, на запах, на ощупь много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далеко не пережитыми.

Замените придаточное предложение предложно - падежной конструкцией Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно, чтобы нагреть от комнатной температуры до кипения 150 литров воды

Произведите сжатие фрагмента, используя прием слияния Знаете ли вы, что многие птицы получили свое название по их крику или по цвету оперенья ? Иногда об этом нетрудно догадаться, только надо немного подумать над словом, иногда посмотреть в словаре, внимательно посмотреть на перышки птиц.

Многие птицы получили свое название по их крику или по цвету оперения, о чем нетрудно догадаться, если внимательно посмотреть на птиц. Вариант ответа

Произведите сжатие фрагмента, используя прием замены Песня тихая, тягучая, заунывная, похожая на плач и едва уловимая слухом, слышалась то справа, то слева, то сверху, то из - под земли.

Вариант ответа Тихая и печальная песня слышалась отовсюду.

Произведите сжатие фрагмента, используя прием исключения Кремль – центр боярства и духовенства, правящих сословий. Китай - город – сосредоточие посадского люда, тяглового сословия. Боярские дворцы встречались в Китай - городе только как исключение. Различие во внешности Кремля и Китай - города соответствовало этому социальному развитию.

Кремль – центр боярства и духовенства, правящих сословий. Китай - город – сосредоточие посадского люда, тяглового сословия. Различие во внешности Кремля и Китай - города соответствовало этому социальному развитию. Вариант ответа

Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем нерациональные мечты. Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (45 слов )

Может показаться парадоксальным, но человеку нужны не только рациональные цели, но и совсем нерациональные мечты. Цель конкретна и достижима, мы можем продумать или просчитать те действия, которые необходимы для ее достижения. (32 слова )

Человек – высокоорганизованный организм, у которого есть, в отличие от других живых существ, интеллект. Благодаря интеллекту, человек расселился по всей поверхности Земли и приспосабливает ее для своих нужд. Но его деятельность плохо влияет на природу : загрязняются водоемы, гибнут растения и животные.

Этапы работы с текстом Определение темы текста Определение идеи текста Определение структуры текста Определение микротем текста как частей общей темы Моделирование сжатого изложения

Тема текста Человек и природа

Идея текста Неразумное использование природных ресурсов может привести к катастрофе

Микротемы текста Человек взаимодействует на экосистему Земли. Воздействие человека несравнимо с другими воздействиями Люди ради своих целей нарушают экологическое равновесие Неразумное использование природных ресурсов может привести к катастрофе

Сжатый вариант Человек воздействует на экологическую систему Земли

Степень влияния человека на экологию несопоставима с влиянием других живых существ. Человек расселился по всей земной поверхности, невзирая на различия климатических, геологических, биологических условий. Если где - то становилось меньше дичи или почвы истощались, то люди перекочевывали на другое место. Ресурсы казались неисчерпаемыми. Сжатый вариант

Люди благодаря интеллекту не столько приспосабливаются к среде обитания, сколько ее захватывают. И это действие становится все более агрессивным. Около половины земной суши отводится под пастбища, пашни и лесоводство, а 2-3% - под строительство. Сегодня освоены около половины всех источников пресной воды, причем из - за возведения плотин на реках изменяется экология водоемов, реки мелеют и загрязняются. Сжатый вариант

Люди ухудшили или уничтожили места обитания растений и животных, многие из которых вымерли. Загрязняя природу, человек ставит самого себя в тупик. Сжатый вариант