Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 14 ноября 2013 года 30384
ФГОС дошкольного образования разработан в соответствии с п.6 ч.1 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
Настоящий стандарт представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию
Дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования
Центральная психодидактическая технология стандарта - это развивающее взаимодействие ребенка со взрослыми и со сверстниками, а не только односторонне воздействие на ребёнка
Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования к: Структуре программы ( в т.ч. соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений ) и их объему условиям реализациии программы результатам освоения программы
к структуре ООП ДО к условиям реализации и ООП ДО к результата м освоения ООП ДО ФГОС
В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников
Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса
Программа направлена на: создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы, творческих способностей на создание развивающей образовательной среды
Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей ( образовательные области)
Образовательные области Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
Социально-коммуникативное развитие направлено -на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе (включая моральные и нравственные) -развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками -становление самостоятельности, целенаправленности, саморегуляции собственных действий -развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу -формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества -формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
Познавательное развитие предполагает - развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации -формирование познавательных действий, становление сознания -развитие воображения и творческой активности -формирование первичных представлений о себе, людях, окружающем мире, количестве, числе и т.д.
Речевое развитие -овладение речью как средством общения и культуры -обогащение активного словаря -развитие связной, грамматически правильной речи, ЗКР -знакомство с книжной культурой, детской литературой -формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
Физическое развитие -приобретение опыта в двигательной деятельности -формирование начальных представлений о некоторых видах спорта -становление ценностей здорового образа жизни
Художественно-эстетическое развитие - развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы -формирование элементарных представлений о видах искусства -восприятие музыки, фольклора, художественной литературы -реализациия самостоятельной творческой деятельности
Содержание Программы должно отражать следующие аспекты социальной ситуации развития ребёнка дошкольного возраста: предметно-пространственная развивающая образовательная среда характер взаимодействия со взрослыми характер взаимодействия с другими детьми система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому
Программа предполагает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений
Объём обязательной части Программы должен составлять не менее 60% от её общего объёма часть, формируемая участниками образовательных отношений – не более 40%
Обязательная часть программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях
В части, формируемой участниками реализуются программы, методики, формы организации образовательной работы направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях
Программа : гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников обеспечивает эмоциональное и морально- нравственное благополучие воспитанников способствует профессиональному развитию педагогических работников создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования обеспечивает открытость дошкольного образования создаёт условия для участия родителей
Требования к психолого- педагогическим условиям реализациии основной образовательной программы дошкольного образования
Требования к кадровым условиям реализациии основной образовательной программы дошкольного образования
Требования к материально- техническим условиям реализациии основной образовательной программы дошкольного образования
Требования к финансовым условиям реализациии основной образовательной программы дошкольного образования
Требования к развивающей предметно- пространственной среде
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей
Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников
К целевым ориентирам относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования
ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов
ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх
ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную
творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания
у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.
ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело. Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены
Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать
Настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей предпосылок учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования