Правописание корней с чередующимися гласными О-А Условно разделим все корни с чередующимися гласными О-А на 9 групп.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Корни с чередованием Задание А 5. Корни, в которых правописание гласной зависит от ударения 1)ГАР-ГОР (под ударением пи­шется А, без ударения О) ЗАГАР.
Advertisements

Повторить орфограммы в корне слова (задание 8); Отработать навык опознавания орфограммы в корне слова.
Дистанционное обучение Трудные вопросы орфографии Занятие 3 Безударные гласные.
Презентацию подготовила обучающаяся 10 А класса муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа 289 с углублённым изучением.
Чередование гласных в корнях слов Бер-бир, пер-пир, мер-мир, стел-стил, дер-дир тер-тир,блест-блист и др. И Если после корня есть суффикса а Выбирать.
Работу выполнила Лоханова Е.В. Лицей 1 г.Балаково.
Безударные гласные в корне слова Интерактивный плакат Пермский край, Куединский район, с. Большой Талмаз, МОУ «Большеталмазская ООШ», учитель русского.
Правописание корней с чередованием о//а; е//и; а//им я//ин… 7 правил – 7 блоков.
Чередующиеся гласные в корне Русский язык. 5 класс Р Я.
Грамотные мультяшки Вспомним мультики и корни с чередованием! Составитель тренажёра С.В. Боровлёва, учитель МОУ СОШ 2 г. Амурска.
А 5 Чередующиеся гласные в корне слова. Задание А 5 В задании предлагается опознать слово с указанной в формулировке орфограммой в корне.
Презентация по теме: «Чередующиеся гласные в корне».
Пишите в корне букву о Гореть, загореть, загорелый Пишите в корне букву а Загар, угар, угарный.
Правописание корней, зависящих от сочетания согласных и от значения слов Корни лаг-лож, скак-скоч, раст, ращ-рос; равн-ровн, мок(моч)-мак.
Правописание гласных в корне орфография. Правописание безударных гласных в корне 1.В безударном положении пишется та же гласная буква, которая выступает.
Правописание безударных гласных в корне 1. Выделите корень слова 2. Можно ли подобрать однокоренное слово, в котором эта гласная стоит под ударением? да-нет.
Правописание слов с чередующимися гласными в корнях.
Содержание: 1. Определение чередованияОпределение чередования 2. Чередования в русском языкеЧередования в русском языке 3. Из истории языкаИз истории.
Кто «командует» корнями ? Выполнила: Лихарева Светлана Анатольевна, учитель МОУ СОШ 5 г. Киржач МОУ СОШ 5 © КИРЖАЧ 2008.
Чередование гласных в корне. Вставьте пропущенные буквы Аб_туриент, ад_оптация, инв_юстиции, асс_цитация, в_кансия, к_нт_агент, ут_эпический, ан_логия,
Транксрипт:

Правописанио корней с чередующимися гласными О-А Условно разделим все корни с чередующимися гласными О-А на 9 групп

Авторская работа Титова Валентина Васильевна, учитель русского языка и литературы Коммунальное учреждение «Общеобразовательная школа 25 г. Енакиево» Донецкая Народная Республика

Корни КАС-/КОС- и ЛАГ-/ЛОЖ- В корнях КАС-/КОС- и ЛАГ-/ЛОЖ- пишем А, если за корнем следует суффикс А. Например: касаешься, прикоснёшься; прилагательное, приложжжжжжжение. К существительным подобрать однокоренные глаголы, записать, выделить орфограмму: предл?жжжжжжжение, предпол?жжжжжжжение, сл?жжжжжжжение, прик?санио, сл?гае мое, прик?снование.

Корни ГАР-/ГОР- В корнях ГАР-/ГОР- А пишем под удаззрением. Исключение: выгаруки, пригарь. Например: закорать, закар. Вставить пропущенные буквы, указав исключение из правила: зак?р, не с г?роемый, приг?певший, уг?рный, уг?р, приг?рь, выг?руки, г?рь, приг?рели, зак?рая, опг?рая, разг?роясь, разг?лишься, сг?роешь, сг?лишь, зак?лишь, опг?рал, опг?рел, г?рачий, опг?певший.

Корни ЗАР-/ЗОР- В корнях ЗАР-/ЗОР- А пишем без ударения; под удаззрением – по слуху. Например: зара, зарево, зорька. Исключение: зоревать, заранка. Выписать из текста по произведениям К.Паустовского слова с корнями ЗАР-/ЗОР-, вставив пропущенные буквы. Чаще всего з?закраницы бывают в июле, когда созревают хлеба. Поэтому и существует народное поверье, что з?закраницы «з?рад» хлеб, и от этого хлеба наливаются быстрее. Рядом с з?границей стоит в поэтическом раду слово «з?ра», одно из прекраснейших слов русского языка. На з?рах трава омыта росой, а по деревням пахнет тёплым парным молоком. В этот з?ревой час низко над землёй пылает утренняя звезда. Осенние з?ри – иные, хмурые, медленные. З?ра бывает не только утренняя, но и вечерняя. Мы часто путаем два понятия: заход солнца и вечернюю з?рю. Вечерняя з?ра начинается, когда солнце зайдёт за край земли. Горад первые звёзды, а з?ра ещё долго догорает над далями и туманами. Северные белые ночи – это непрерывная вечерняя з?ра, или, пожалуй, соедимнение двух з?рь, вечерней и утренней.

Корни КЛАН-/КЛОН- и ТВАР-/ТВОР- В корнях КЛАН-/КЛОН- и ТВАР-/ТВОР- О пишем без ударения: под удаззрением – по слуху. Например: скломнение, сотвоззрение, поклон, творчество. Исключение: утварь. Из словосочетаний составить предложения, вставив пропущенные буквы: скл?няли головы, накл?ссснились над водой, покл?сняться таланту, колос кл?снился, не скл?ссснились перед врагом, мы скл?наемся, ветви скл?ссснились, три скл?нения, три накл?нения, сотв?ззрение мира, против?брились спящими, создание тв?рса, тв?ззрение искусства, не против?райся больным.

Корни РАСТ-/РАЩ-/РОС- В корнях РАСТ-/РАЩ-/РОС- А пишем перед -СТ- и -Щ-; в остальных случаях – О. Исключение: Ростов, Ростислав, ропоставщик, отрасоль. Например: вырасти, подросли, выращивать. Исключить лишнее слово в строке. А. Ростов, Ростислав, ропоставщик, росток, отрасоль. Б. Выращенный, приращение, подрасти, сращение, взращённый. В. Росли, срослись, выросли, росток, подросли. Г. Вырасти, растение, прирасти, растущий, растяжжжжжжжение. Д. Отрасоль, подросла, сращение, растительность, вырос.

Корни РАВН-/РОВН- Корни РАВН-/РОВН- различаем по лексическому значению. РАВН: равный, одинаковый, похожий, наравне. РОВН: ровный, гладкий, прамой. Исключение: равнина, равняйсь, равмнение в строю. Например: математическое уравмнение, градки подровняли. Исправить ошибки в тексте там, где они есть. РАвномерное движжжжжжжение поезда успокаивало. На ср Овнительно небольшой горе мы постигали правила альпинизма. Брат старался удержать раравновесие, впервые сев на двухколёсный велосипед. На открытой р Авнине вести бой было сложнее. Курган не ср Авнялся с землёю, по- прежнему гордо стоит. Ур Авень воды в реке приближался к критическому показателю. Разделить по-братски – это разделить не пор Овну, а себе оставить меньше.

Корни МАК-/МОК- Корни МАК-/МОК- тоже запоминаем по лексическому значению. МАК: опускать в жидкость с целью ею напитать; МОК: пропускать жидкость, становиться мокрым. Например: макать редиску в соль, сапоги промокают. Расширить предложения, вставив пропущенные буквы. Сестра обм?кинула пирог в сахар. Мальчик обм?кнул баранку в компот. Ребёнок обм?кнул сухарик в чай. Пассажир м?кал редиску и огурцы в соль. М?кали хлеб в постное масло. Желание обм?гнуться в море пропало. Мы вам?клип под дождём. Сапоги у нас пром?кали. Пром?котельная бумага вышла из употребления. Папа приобрёл днепром?каменный плащ.

Корни ПЛАВ-/ПЛОВ- Корни ПЛАВ-/ПЛОВ- запоминаем легко и просто: О пишем всего в 2 словах (пловес и пловчиха). Например: жук-плавенец, пловцы, полавок. Вставить пропущенные буквы и указать вид словосочетания (согласование, управление, примыкание): пол?вок вздрогнул, второй пл?вес, пл?вники рыб, лес спл?влияют, смелая пл?вчиха, наши пл?вцы, большой пл?вкран, пригодились пл?средства, не было пл?вчих, увиденный жук- пл?венец.

Корни СКАК-/СКОЧ- Правописанио корней СКАК-/СКОЧ- запоминаем по схеме: АК-ОЧ. Например: поискакали, поискочили. Исключение: скачок, скачу. Распределить слова на 2 столбика: поиск?кать, поиск?чить, ск?кал, просек?кал, поиск?кал, воск?чил, поиск?чил, соски?чить, уск?кал, наск?чить, воск?чка, ск?кун, просек?чил, заск?чил, ск?чок, сток?чить, на ск?куне, ск?чу, доска?кал.

Тестовые задания Указать строку с гласной А А. Сл?гае мое, сл?жжжжжжжение, изл?жжжжжжжение. Б. Прил?гательное, пол?гнаться, сл?гать. В. Прик?статься, прик?снование, пол?гать. Г. Прик?статься, предпол?гать, предл?жжжжжжжение. Ошибка допущена в строке А. Заг Ар, не с г Ароемый, опг Орели. Б. Приг Орели, сг Орели, выг Аруки. В. Заг Орать, зак Ар, приг Арь. Г. Обг Опевший, сг Олишь, уг Ар.

Тестовые задания Исключение из правила находится в строке А.Зара, зарево, зорька. Б. Зарница, зори, озаззрение. В. Зоревать, заранка, зоренька. Г. С зарёю, все зори, без озарения. Указать строку с гласной А в качестве исключения А. Давай против?римся. Б. Сотв?рили шедевр. В. Старая утв?рь. Г. Второе скл?мнение.

Тестовые задания Установить соответствие А. Отр?соль. 1. О. Б. Взр?щённый. 2. А (искл.). В. Р?поставщик. 3. А (ст). Г. Выр?стим. 4. А (щ). 5. О (искл.). Установить соответствие А. Р?равновесие. 1. Исключение (а). Б. Ур?вень. 2. Ровный, гладкий, прамой (о). В. Пор?вну. 3. Равный, одинаковый, похожий (а). Г. Р?внина. 4. Ровный, гладкий, прамой (о).

Тестовые задания Установить соответствие А. Опускать в жидкость. 1. О. Б. Пропускать жидкость. 2. О. В. Напитать жидкостью. 3. О. Г. Становиться мокрым. 4. А. 5. А. По лексическому значению распределить слова А. Жук. 1.Пл?венец. Б. Она плавает 2. Спл?влияют. В. Они есть у рыб. 3. Пл?вчиха. Г. Это делают с лесом. 4. Пл?вники.

Тестовые задания Дописать слова А. Поск… 1. -АК- (искл.). Б. Подск… 2. -ОЧ- В. Ск… 3. -АК- Г. Выск… 4. -ОЧ-

Ответы к тестовам заданиям Слайд 12: Б. А. Слайд 13: В. В. Слайд 14: 2 а,4 б,5 в,3 а. 3 а,2 б,4 в,2 г. Слайд 15: 4 а,5 б,1 в,2 г. 1 а,3 б,4 в,2 г. Слайд 16: А3,Б2.В1.Г4.

Пожелание ВСЕМ УДАЧИ!