9 класс Урок 26
1. Борьба с неграмотностью. 2. Власть и интеллигенция. 3. Партия и духовная жизнь. 4. Государство и церковь. 5.«Новое искусство». План урока.
Выделите выделите основные тенденции развития духовной жизни советского общества в 20-е гг? Задание на урок.
Культурная революция «Неграмотный человек стоит вне политики» В.И. Ленин Культурная революция в СССР - коренной переворот в духовном развитии общества, осуществленный в СССР в е гг. XX в. (Теория культурной революции была разработана В.И. Лениным.) Была направлена: на изменение социального состава послереволюционной интеллигенции на разрыв с традициями дореволюционного культурного наследия через идеологизацию культуры.
ликвидацию неграмотности, создание социалистической системы народного образования и просвещения, формирование новой, социалистической интеллигенции, перестройку быта, развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем. Культурная революция предусматривала:
Ленин одной из главных задач построения социализ- ма в стране считал борьбу с неграмотностью. В 1918 г.было утверждено «Положение о единой трудовой школе РСФСР»-школа провозглашалась бес платной, она управлялась на основе самоуправления, поощрялось педагогическое новаторство, уважение к личности ребенка.Но ряд экспериментов имел отрицательную сторону-отменялись уроки, парты, домашние задания,отметки и т.д. 1. Борьба с неграмотностью. Курсы Ликбеза.
Ликвидация неграмотности массовое обязательное обучение грамоте неграмотных взрослых, а также подростков школьного возраста, не охваченных школой. Все население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось учиться грамоте на родном или русском языке (по желанию). Наркомпросу предоставлялось право привлекать всех грамотных лиц к обучению неграмотных на основе трудовой повинности. Материальную поддержку, помощь комиссии в создании учебников оказывали М. Горький, Л. Н. Сейфуллина, В. Я. Брюсов, В. В. Маяковский, Демьян Бедный, а также ученые Н. Я. Марр, В. М. Бехтерев и др. Каждый населенный пункт с числом неграмотных свыше 15-ти должен был иметь школу грамоты (лик пункт). В программу обучения включались чтение, письмо, счет. Для содействия обучению неграмотных для взрослых учащихся сокращался рабочий день с сохранением заработной платы, предусматривалось первоочередное снабжение лик пунктов учебными пособиями, письменными принадлежностями
При поступлении в ВУЗы преимуществом пользо-валась беднота.Для того чтобы рабочие и колхоз-ники могли учиться в ВУЗах при них создава-лись рабочие факультеты.Государство обеспе-чивало выпускников рабфаков стипендиями и общежитиями. 1. Борьба с неграмотностью. Б.Иогансон. Рабфак идет!
Наука под идеологическим прессом. Развитие науки и культуры было полностью подчинено общим целям социалистического строительства и осуществлялось под непосредственным партийно-государственным руководством. К 20-м гг. относится создание рабфаков, факультетов по подготовке специалистов с высшим образованием из числа рабочих и крестьян. Особое внимание уделялось подготовке преподавателей общественных наук для высшей школы (Институт красной профессуры). В конце 20-х 30-е гг. прошел целый ряд кампаний по изгнанию из университетов и институтов профессоров и преподавателей, по мнению властей, не освоивших марксистское учение. Жертвами репрессий вместе с педагогами были и студенты (например, в конце 20-х гг. был арестован и сослан на Соловки выдающийся знаток русской литературы академик Д. С. Лихачев, тогда студент Ленинградского университета).
В 1922 г. группа видных философов, историков, экономистов, социологов : П. А. Сорокин, Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, И. А. Ильин, Л. П. Карсавин, А. А. Кизеветтер и др. была выслана из страны. В 30-е гг. идеологическое давление на ученых- гуманитариев было дополнено прямыми репрессиями (аресты, ссылки, расстрелы). Среди жертв репрессий выдающиеся экономисты: Н. Д. Кондратьев А. В. Чаянов, философ П. А. Флоренский и др. Сорокин П.АБердяев Н.А Франк С.Л Л. П. Карсавин
Большевики стремились привлечь к сотрудничеству знаменитых ученых, т.к. От их деятельности зависела обороноспособность страны. Этим людям создавались условия для нормальной жизни и исследований.Многие ученые считали,что работать надо на благо Роди- ны и поэтому не разделяли идеологию большевик- ков.В 20-е гг.продолжи- лась научная деятельность И.Павлова Н.Жу- кировского,К.Циолковско- го,Н.Зелинского,И. Ми- чурина В. Вернадского и др. 2. Власть и интеллигенция. К.Циолковский
Государство, особенно с началом индустриализации и в условиях нарастания военной угрозы, вкладывало в развитие точных и естественных наук значительные средства По этой причине здесь ситуация была несколько иной. Выдающиеся открытия были сделаны: В. И. Вернадским, А. Ф. Иоффе, П. Л. Капицей, Н. И. Вавиловым, С. В. Лебедевым, Н. Д. Зелинским, А. Н. Туполевым, И. В. Курчатовым и др.
В истории русской культуры революция пришлась на расцвет «серебряного века».Многие мастера культуры ценя свободу творчества оказались за границей.М Го рький уехал в Италию, И. Бунин, А.Куприн, Ф. Шаляпин и др.-во Фран- цию.Часть деятелей культуры осталась в стране но ушла в глухую оп- позицию(А.Ахматова,М. Булгаков,М.Волошин и др.).В тоже время В.Мая ковский,А.Блок, Б.Кусто диев К.Петров-Водкин и др.восприняли идеи революции. 2. Власть и интеллигенция. Академик И.Павлов
К началу 20-х гг. из страны эмигрировали многие выдающиеся писатели, художники, музыканты: И. А. Бунин, А. И. Куприн, К. Д. Бальмонт, В. Ф. Ходасевич, М. Шагал, И. Е. Репин, С. С. Прокофьев, С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин и др.
Немало выдающихся деятелей русской культуры остались в России А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, М. М. Пришвин, Н. С. Гумилев, расстрелянный в 1921 г., В. Э. Мейерхольд и др. До середины 20-х гг. в искусстве царил дух творческого поиска, стремления найти необычные, яркие художественные формы и образы. Мандельштам и Ахматова
После Кронштадтского мятежа большевикки усилили контроль над духов- ной сферой жизни обще- ства.В августе 1921 г.бы - ла «разоблачена» Пет- роградская боевая организация.По обвинению в принадлежности к ней были расстреляны Н.Гу- милев,М.Тихвинский и др.деятели науки и куль- туры.В 1922 г.из страны выдворили 160 ученых- Н.Бердяева,С.Булгакова, А.Кизеветтера,П.Сороки на и др. 3. Партия и духовная жизнь. Н.Бердяев
В 1922 г.был учрежден Глав лит, осуществлявший цензуру за всей печатной продукцией.В 1923 г.создается Главрепетком с теми же функциями.Но до 1925 г. В культуре сохранялась относительная духовная свобода. Пар- тийные вожди, борясь друг с другом, не могли договориться об единой линии.С возвышением Сталина ситуация изменилась-началась идеологизация художественно- го творчества. 3. Партия и духовная жизнь. Партийная цензура.
Борьба с религией была вызвана атеистически- ми воззрениями партийных лидеров и стремлением убрать конкурента из духовной сферы.В н г.школа была отделена от церкви, а церковь -от государства.На- чалось закрытие храмов и монастырей и конфискация их имущества.В к г.Ленин восстановил патриаршество,но Тихон занял анти советскую позицию,что обост- роли отношения церкви и государства. 4. Государство и церковь. Патриарх Тихон
В 1922 г.-имущество церкви было реквизировано в фонд борьбы с голодом.Это привело к выступлениям верующих.В ответ власть перешла в наступление.Весной 1922 г.в Москве и Петрограде прошли судебные процессы над церковными деятелями. Несколько человек были казнены,а Тихон посажен в тюрьму.В 1925 г. После смерти Тихона выборы патриарха были запрещены.Петр,взявший на себя его обязанности, вскоре был сослан на Соловки. 4. Государство и церковь. Взрыв Храма Христа Спасителя
В 20-е г.в начала складываться «пролетарская куль- тура».Пролеткульт охватил ок человек и ставил задачу сформировать новую культуру. В 1920 г.возникает Театр рабочей молодежи(С.Эйзен штейн,И.Пырьев,М.Штраух,Э.Гарин).В 1925 г.-создается Российская ассоциация пролетарских писателей.Ей передали ряд цензорских функций.Поя- вилась плеяда талантливых писателей-М.Шолохов, К.Тренев,И.Бабель и др.В живописи на первый план вышло искусство агитационного плаката (В. Дени,Д.Моор) 5.«Новое искусство». С.Эйзенштейн, И.Пырьев, М.Штраух, Э.Гарин.
Ассоциация художников революционной России ста- вила задачу отображения «революционных буд- ней».Студия М.Грекова работает над военной тематикой,А.Герасимов,И.Бродский-уделяли внимание «будням великих строек».И.Шадр,А.Матвеев творили в жанре революционной романтики.В.Татлин спроектировав«Башню III Интернационала», зало- жил основы современного индустриального дизайна. 5.«Новое искусство». Д.Шостакович, В.Маяковский, В.Мейерхольд работают над пьесой «Клоп».