Урок русского языка в 8 классе. ОБРАЩЕНИЕ. Бочарова Виктория Михайловна, учитель русского языка и литературы ГБОУ ЦО 2030 г. Москвы
ТЕМА УРОКА - ? 1. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. 2. Второстепенные члены предложения. 3. Раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания. 4. Слова одной и той же части речи с противоположным значением. 5. Главный член предложения. 6. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. 7. Раздел науки о языке, изучающий строение и значение словосочетаний и предложений. 8. Слова одной и той же части речи, обозначающие одно и то же, но отличающиеся друг от друга оттенками лексического значения. 9. Словарный состав языка
Закончите предложения. Вам поможет материал учебника. Обращение – это... Обращения выражаются... Обращения выражаются... На письме обращения выделяются... Например... Обращения нужны для того, чтобы...
Сравните тексты: 1. Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» 2. Пойди, княжье, с нами в дань. 3. Милостивейший государь батюшка! Сравните: старик – старче, князь – княжье, батюшка – батюшка, отец – отче. Перед нами устаревший падеж русского языка, который назывался ЗВАТЕЛЬНЫМ и употреблялся при обращении. Он сохранился в некоторых славянских языках, в русском же исчез.
В роли каких членов предложения выступает слово Россия? В каком предложении это слово не является членом предложения? Почему? 1. Хороша Россия в ледоход весной, только первый снег ее снится нам и в зной. (Крутецкий) 2. Родина многих величайших художников: Кипренского и Брюллова, Крамского и Левитана, Серова и Шишкина – Россия. 3. Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет. (Ф.Тютчев) 4. Я люблю тебя, Россия, дорогая наша Русь.(М.Ножкин)
Расставьте знаки препинания: 1) Ветер ветер ты могуч ты гоняешь стаи туч. (П.) 2) Синие горы Кавказа приветствую вас. (Л.) 3) От вас мои юные друзья требуются прилежание и учеба. 4) Безмолвное море лазурное море открой мне глубокую тайну свою. (Ж.) 5) О первый ландыш из-под снега ты просишь солнечных лучей. 6) Тебя ль я вижу милый друг? (П.)
Составьте предложения с обращениями (по данным рисункам), пользуясь следующими схемами: 1) О!... 2)..., О,... 3) О,... 4)...,О 5)...,О!
Прочитайте письмо А. Пушкина, найдите в нем обращения. Расставьте пропущенные знаки препинания. Божественная княгиня кланяюсь Вам от всего сердца. Божественная княгиня кланяюсь Вам от всего сердца. От всего сердца княгиня божественная кланяюсь Вам. Княгиня кланяюсь Вам божество моего сердца. Обратитесь к следующим адресатам: милостивый государь, уважаемый сударь, дорогая княгиня.
Итоги урока. Что такое обращения? Чем выражены обращения? Как они выделяются на письме? Для чего нужны обращения? Д\з: Подготовить карточку: предложений из худож. текстов (без знаков препинания).
Интернет-ресурсы: