ФГОС : изменения в деятельности участников образовательного процесса. Автор : Захарчук Татьяна Михайловна учитель начальных классов МБОУ « СОШ 2» г. Тарко - Сале
Изменения в деятельности педагога
до введения ФГОСпосле введения ФГОС Подготовка к уроку Пользуется жёстко структурированным конспектом урока; использует учеб-ник и методи-ческие рекомендации Пользуется сценарным планом урока, представляющим ему свободу в выборе форм, способов и приёмов обучения; использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег
до введения ФГОСпосле введения ФГОС Главная цель учителя на уроке Успеть выполнить всё, что запланировано Организовать деятельность детей: -по поиску и обработке информации; -обобщению способов действия; -постановку учебной задачи и т.д.
до введения ФГОСпосле введения ФГОС Формулирование заданий для обучающихся Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т.п. Формулировки: проанализи-руйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т.п.
до введения ФГОСпосле введения ФГОС форма урока Преимущественно фронтальная Преимущественно групповая и/или индивидуальная
до введения ФГОСпосле введения ФГОС нестандартное ведение уроков __________ Учитель ведёт уроки в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителем информатики, психологом, логопедом), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся
до введения ФГОСпосле введения ФГОС результаты обучения Предметные результа-ты. Нет портфолио обучающегося.Основ-ная оценка – оценка учителя. Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ. Предметные результаты, личностные, метапредмет-ные. Создание портфолио. Ориентир на самооценку, формирование адекватной самооценки. Учёт динамики результатов обучение детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения.
Изменения в деятельности обучающихся
до введения ФГОСпосле введения ФГОС Вид деятельности *Пассивное слушание *Выполнение заданий по указанию учителя *Работа с источниками информации по рекомендации учителя *Использование лите-ратуры (справочники, словари) *Переспрашивание заданного вопроса * Активные действия *Самостоятельный поиск решения поставленной задачи *Самостоятельный выбор необходимых информацион-ных ресурсов *Использование интернет-ресурсов самостоятельно *Уточнение вопроса
до введения ФГОСпосле введения ФГОС Вид деятельности *Фронтальная работа Ведущие средства обучения – учебник и тетрадь *Самостоятельная деятельность детей на уроке возможна только с целью контроля учителем уровня знаний и умений *Групповая работа Значительно расширен ассортимент учебных материалов *Самостоятельная деятельность детей на уроке осуществляется, в основном, для достижения поставленной цели
до введения ФГОСпосле введения ФГОС Взаимодействие ученика и учителя *Пассивное принятие информации обучаю-щимися; субъект-объектные отношения *От ребенка требуется четкое выполнение задания и – часто – краткий ответ на поставленный вопрос учителя *Активное включение обучающихся в образова-тельный процесс; постепенное выстраивание субъект-субъектных отношений *Возможность вариативного выполнения задания; учащиеся свободно выражают мысли, доказывают свою точку зрения.
до введения ФГОСпосле введения ФГОС Адаптация к школьному обучению *Уровень тревожности обучающихся в адаптационный период повышен *Срок адаптации обучающихся – 2 месяца *Вид ведущей деятельности детей в период адаптации – учебная *Наблюдается снижение уровня тревожности обучающихся *Средние сроки адаптации обучающихся – 3–5 недель *Виды ведущей деятельности детей в период адаптации – игровая и проектная
до введения ФГОСпосле введения ФГОС Результаты обучения Знания, умения и навыки приобретаются из учебников. Дети справляются в основном со стандартными заданиями. Дети могут самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, умеют применять знания на практике, способны действовать в нестандартных ситуациях.
до введения ФГОСпосле введения ФГОС Оценка деятельности обучающихся Осуществляется учителем Учителем формируется адекватная самооценка детей; учащиеся знакомы с критериями оценивания (на начальной стадии), у них есть опыт самоконтроля и самооценки
Изменения во взаимодействии педагогов с родителями обучающихся
до введения ФГОСпосле введения ФГОС Технология проведения родительского собрания Родительские собрания проводятся в традиционной форме (тематическая часть и анализ успеваемости) Родительские собрания проводятся с использованием передовых педагогических технологий, например, проектной, исследовательской и игровой
до введения ФГОСпосле введения ФГОС Адаптационный период Родители не участвуют в организации адаптационного периода Родители выступают в роли тьюторов.
до введения ФГОСпосле введения ФГОС Участие родителей в проведении уроков Родители присутствуют на уроках по просьбе учителя Родители присутствуют на уроках по собственному желанию. Организовано совместное проведение уроков педагогами и родителями обучающихся
до введения ФГОСпосле введения ФГОС Совместная проектная деятельность __________________ Осуществляется партнерство "учитель – родитель – ребенок" Участие в праздниках Родители выступают в роли зрителей. Родители принимают участие в организации праздников, в ходе праздника.
до введения ФГОСпосле введения ФГОС Информационное взаимодействие "родитель – учитель – ребенок Общение по телефону, в ходе родительского собрания, при личной встрече Взаимодействие в информа-ционном пространстве Интер-нета (сайт школы, электрон-ная почта). Работа ресурсного центра для родителей и детей: предоставление литературы, видеоматериалов, мультиме-дийных презентаций, карто-теки ссылок на информацион-ные ресурс ы
Сравнив деятельность учащихся и их родителей до введения ФГОС и на современном этапе, понимаем, что она, если не меняется коренным образом, то существенно обновляется. Все нововведения направлены на усвоение обучающимися умений, на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.