РАЗДЕЛЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ Фонетика Орфография Морфемика Лексикология Синтаксис Пунктуация Наука о языке, изучающая состав слова и способы его образования. Наука о языке, изучающая звуки в потоке речи. Наука о языке, изучающая правописание слов и их значимых частей. Наука о языке, изучающая словарный состав языка. ???
ТЕМА УРОКА: ЧТО ИЗУЧАЕТ СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.
РАССТАВЬТЕ НЕДОСТАЮЩИЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ Казнить нельзя помиловать. Казнить, нельзя помиловать. Казнить нельзя, помиловать. Вывод: знаки препинания позволяют правильно читать текст. Их отсутствие или неправильная постановка не только осложняет прочтение, но и делает предложение противоположным по смыслу.
Знаки препинания Функция Точка Отделительный Многоточие Отделительный Восклицательный знак Отделительный Вопросительный знак Отделительный Запятая Разделительный Точка с запятой Разделительный Двоеточие Разделительный Тире Разделительный Скобки Выделительный Кавычки Выделительный
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ Отделительные знаки препинания служат для отделения каждого слова предложения от последующего в тексте, оформления отдельного предложения как законченного. Разделительные знаки препинания служат в простом предложении для обозначения границ между однородными членами, в сложном для разделения простых предложений, входящий в его состав. Выделительные знаки препинания служат для обозначения границ смысловых отрезков, которые осложняют простое предложение (обращений, вводных слов и т.д.), а также прямую речь.
РАЗДЕЛЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ Синтаксис Пунктуация Раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения, их строение. Раздел науки о языке, изучающий правила употребления знаков препинания.
ПОЧЕМУ СЛОВА РАЗДЕЛЕНЫ НА ДВЕ ГРУППЫ? играть в лесу ехать на машине маленький мальчик быстро бежать около дома зима наступила между деревьев девочка поёт ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВОСОЧЕТА- НИЯМИ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВОСОЧЕТА- НИЯМИ
Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Словосочетание более точно, чем слово, называет предмет (шоколад - горький шоколад), характеризует действие (ехать – ехать на велосипеде), признак (вкусный – очень вкусный).
Сравните слова и словосочетания. Что шире по значению? (Упражнение 380) 1)Книга – интерезная книга, книга про животных, книга для малышей. 2)Дом – деревянный дом, дом из кирпича, большой дом, дом на окраине. 3)Бежать – бежать по дороге, бежать быстро. 4)Лететь – лететь на море, лететь высоко. 5)Красный – очень красный, красный от мороза.
Из данных слов составьте и запишите 4-5 словосочетаний (на выбор). (Упражнение 381) 1 вариант 2 вариант Снег (белый, мягкий, пушистый, мокрый, чистый, грязный, обильный, серебристый, голубой, колючий) Дождь (звонкий, сильный, кратковременный, проливной, монотонный, тёплый, осенний, грибной)
Составьте словосочетания, подобрав к данным словам имена существительные. (Упражнение 383) Серебряный – серебристый Старый – старинный Блестеть, сиять, светиться
РАЗДЕЛИТЕ ТЕКСТ НА ПРЕДЛОЖЕНИЯ. СПИШИТЕ ЕГО. ПОДЧЕРКНИТЕ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ. Лёша шагал по тр..пе через др..мучий лес вокруг ц..рила л..зная тиш..на мальчик подх..дел к л..мной п..ланке. Проверьте по образцу! Лёша шагал по тропе через дремучий лес. Вокруг царила лезная тишина. Мальчик подходел к лемной поланке.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ §49, 50, упр.376, 388 (письменно), упр. 387 (устно), ЗСП-11 (выучить), упр. 384 (подготовиться к с/д).