Давайте, друзья, улыбнемся друг другу, Улыбки подарим гостям! К уроку готовы? Тогда - за работу! Удачи желаю всем вам!
Обобщение и систематизация знаний по теме "Имя прилагательное"
Космическое путешествие (урок- игра)
Знать: что такое имя прилагательное; его грамматические признаки; правописание прилагательных; Уметь: находить имена прилагательные; определять грамматические признаки; правильно писать имена прилагательные с изученными орфограммами;
В Галактику «Имя прилагательное»
Старт Дайте определение имени прилагательного Имя прилагательное – это самостоятельная или служебная часть речи? Какова роль прилагательных в речи?
Планета «Селена» И. Э. Грабарь «Февральская лазурь» По данной картине составьте и запишите предложения, используя в них качественные и относительные прилагательные.
Историческая справка Название месяца февраль - латинское по происхождению. Февраль в Древнем Риме заканчивал год, поэтому в конце месяца древние римляне устраивали большой праздник, на котором приносили жертвы покровителю стад богу Фебресу. Отсюда и название месяца – февраль. Древнерусское название февраля - лютый. Как вы думаете, почему? В феврале выпадает много снега, стоят лютые морозы. С 24 февраля начнутся так называемые Власьевские морозы – последние, завершающие зиму. Какие ещё знаете названия у февраля? (лютень, снежень, бокогрей, вьюговей.) Знаете ли вы приметы, связанные с февралём? В феврале сильные морозы – короткая зима. Тёплый февраль приносит холодную весну. Чем холоднее последняя неделя февраля, тем теплее в марте.
SOS!!! Распределите прилагательные по разрядам: веселые ребята огромная вселенная водяные брызги звериные тропы трудное путешествие стальные двери деревянная кровать рыбий жир лебединый пух птичьи гнезда
Станция «SOS!!!» Проверь себя качественные относительные притяжательные веселые ребята огромная вселенная трудное путешествие водяные брызги стальные двери деревянная кровать звериные тропы рыбий жир птичьи гнезда лебединый пух
Планета «Степени сравнения» Записать в тетради и образовать: 1 ряд – простую сравнительную – удобный, хороший, плохой, старый 2 ряд – превосходную простую – сильный, редкий, мелкий. высокий 3 ряд – превосходную составную - богатый, смелый, звонкий
Планета «Степени сравнения» Проверь себя 1 ряд – простую сравнительную – удобнее, лучше, хуже, старше 2 ряд– превосходную простую – сильнейший, редчайший, мельчайший, высочайший 3 ряд– превосходную составную- самый богатый, наиболее смелый, наименее звонкий
Планета «Теоретическая» - Н - -НН- 1)Кожа – кожаный 1) Телефон – телефонный Серебро – серебряный Старина – старинный 2) Лебедь – лебединый 2) Государство – государственный Зверь – звериный Станция - станционный
-Н- и -НН- в суффиксах прилагательных -НН- в суффиксах прилагательных пишется: 1. На стыке образующей основы на –Н- и суффикса –Н- 2. В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов -ОНН- и –ЕНН Исключения: свиной, ветреный, юный, румяный - Н- пишется в прилагательных: 1. С суффиксами –АН-, -ЯН-. 2. С суффиксом –ИН- Исключения: стеклянный, деревянный, олованный
Станция «Практическая» Задания 1 уровня Вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы а)утре..ий мыши..ый кури..ый б)кожа..ый пламя..ый олова..ый в)жесте..ой це..ый дли..ый Задания 2 уровня Образуйте прилагательные от существительных, объясните графически выбор –Н- и –НН- а) береста чугун глина клюква б) лимон кость кухня телефон в)журавль петух дерево серебро
Станция «Практическая» Проверь себя Задания 1 уровня а)утренний мышиный куриный б)кожаный пламянный олованный в) жестеной ценный длинный Задания 2 уровня а)берестяной чугунный глиняный клюквенный б)лимонный костяной кухонный телефонный в)журавлиный петушиный деревянный серебряный
Физкультминутка -Встаньте. Посмотрите прямо, вверх, влево, вправо, вниз. Руки подняли и покачали - Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули - Ветер сбивает росу, В сторону руки, Плавно помашем - Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем - Крылья сложили назад. -Повернитесь лицом друг к другу и улыбнитесь
Планета «Игровая» «Четвёртый лишний» Раскройте скобки, найдите «четвёртое лишнее» а) (не)удовлетворительная, (не)вкусная, (не)настенная, (не)правильное; б) (не)глубокая, а мелкая, ничуть (не)интересная, (не)знал, (не)лжив ; в)(не)заячий, (не)здоровый, но жизнерадостный; (не)январский, (не)робкий, а смелый
Планета «Игровая» Проверь себя а) неудовлетворительная, невкусная, ненастенная, неправильное; б) не глубокая, а мелкая, ничуть не интересная, не знал, нелжив; в)не заячий, нездоровый, но жизнерадостный; не январский, не робкий, а смелый
Планета «Правописание сложных прилагательных» Тест Отметьте строку, в которой все прилагательные пишутся через дефис а)(общественно)политический, (желто)синий, (северо)западный; б) (древне)русский, (горько)соленый, (вечно)зеленый; в) (стале)литейный, (двух)комнатный, (нефте)наливной
Планета «Немесида» Исправь ошибки: 1) Мой друг добр и красивый. 2) Береза более красивее сосны. 3) Это характерные нашему климату растения. 4)Матрешка деревянная кукла, похожая на ваньку-встаньку. 5)Тетрадь ученика по русскому языку подписана аккуратным и разборчивым почерком. 6)День выдался нехолодный а солнечный.
Планета «Немесида» Проверь себя 1) Мой друг добр и красив. 2) Береза красивее сосны. 3) Эти растения характерны для нашего климата. 4) Матрешка - деревянная кукла, похожая на ваньку-встаньку. 5) Тетрадь ученика по русскому языку. подписана аккуратным и разборчивым почерком. 6)День выдался не холодный, а солнечный.
Планета «Земля»
Итог урока 1. Какую тему мы повторили сегодня на уроке? 2. В каком разделе изучается данная часть речи? 3. Над какими орфограммами вам пришлось работать в течение урока? 4. Какие пунктограммы пришлось вспомнить при выполнении заданий? 5. Сведения из каких разделов науки о языке вам пригодились на уроке? 6. Что нового узнали на уроке?
«Самые правила языка не изобретаются, а в нем уже существуют: надобно только открыть и показать оные» Н.М. Карамзин
СПАСИБО, ДЕТИ, ЗА УРОК!