РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIХ В. РОМАНТИЗМ
Классицизм и романтизм – вот два слова… с коими мы засыпали и просыпались, за кои дрались насмерть, о коих спорили до слез и в классах и гостиных, и на площадях и на улицах. В.Г. Белинский
Цель урока: показать развитие русской истории и литературы первой половины XIХ века; ввести понятие «романтизм». Словарная работа: личность, индивидуальность, абсолютная свобода, идеал, романтизм, субъективное, исключительное, двоемирие, пафос.
История начала века Отечественная война 1812 года Отечественная война 1812 года Подъем народного самосознания Подъем народного самосознания Усиление правительственной реакции Усиление правительственной реакции Организация тайных обществ Организация тайных обществ Восстание декабристов Восстание декабристов Открытие ряда учебных заведений Открытие ряда учебных заведений
Литература начала века Борьба в литературе Борьба в литературе Значение художественной литературы Значение художественной литературы Излюбленные жанры Излюбленные жанры Любимые темы Любимые темы Развитие самобытной национальной литературы Развитие самобытной национальной литературы Разнообразие направлений Разнообразие направлений
Кондратий Федорович Рылеев ( ) Александр Александрович Бестужев ( )
Александр Иванович Одоевский ( ) Вильгельм Карлович Кюхельбекер ( )
Александр Сергеевич Пушкин ( ) Александр Сергеевич Грибоедов ( )
Литература начала века Борьба в литературе Борьба в литературе Значение художественной литературы Значение художественной литературы Излюбленные жанры Излюбленные жанры Любимые темы Любимые темы Развитие самобытной национальной литературы Развитие самобытной национальной литературы Разнообразие направлений Разнообразие направлений
Романтизм как литературное направление
Романтизм – творческий метод в литературе и искусстве – возник как своего рода реакция на рационализм и немотивированный (ни на чем не основанный) оптимизм классицизма, разочарование в идеях просвещения. В основе романтизма – стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, к недостижимому идеалу, в сочетании с пониманием несовершенства окружающего мира.
Франция Виктор Гюго ( ) Германия Эрнст Теодор Амадей Гофман ( )
Англия Джордж Ноэл Гордон Байрон ( ) Англия Перси Биш Шелли ( )
Василий Андреевич Жуковский ( ) Александр Сергеевич Пушкин ( )
Евгений Абрамович Баратынский ( ) Михаил Юрьевич Лермонтов ( )
Кондратий Федорович Рылеев ( ) Александр Александрович Бестужев ( )
-мистицизм -богоборческие мотивы -интерес к философским -разлад личности и общества аспектам бытия -проблематика «сильной -противопоставление личности» и «дневного» и «ночного» «естественного человека» мира -экзотика сюжета Истоки русского романтизма Влияние немецкого романтизма И.В. Гете, И.Шиллер, Э.Т.А.Гофман Влияние английского и французского романтизма Дж.Г.Байрон, П.Шелли, А.Шатобриан, Ш.Нодье
Германия Иоганн Фридрих Шиллер ( ) Франция Шарль Нодье ( )
Константин Николаевич Батюшков ( ) Петр Андреевич Вяземский ( )
Русский романтизм Последователи немецкого романтизма В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков, П.А.Вяземский, А.И.Одоевский Последователи английского и французского романтизма Молодой А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов
Александр Сергеевич Пушкин ( ) Михаил Юрьевич Лермонтов ( )
Основные свойства романтизма: доминанта субъективного над объективным; стремление не воссоздавать, а пересоздавать действительность; тяга к выдвижению на передний план исключительного (в характерах и обстоятельствах); использование символов.
Черты романтизма: провозглашение человеческой личности; взгляд на мир «сквозь призму сердца»; интерес ко всему экзотическому; тяга к интуитивному, бессознательному; тяготение к условности форм; трагическое двоемирие; стремление личности к абсолютной свободе; интерес к УНТ; красочность языка; необычность пейзажа.
Романтическая личность – страстная личность. Романтический герой – сильный характер, который стоит выше всех, кто его окружает. Романтический пейзаж – яркий, без полутонов, величественный и прекрасный.
Романтизм поэтов-декабристов социальная заостренность конфликта; критическое отношение к мистицизму и мечтательности; интерес к истории – исторический сюжет заменяет экзотический; пафос героики и борьбы с внешним врагом; с несправедливостью и злом. К.Ф. Рылеев, А.И. Одоевский, В.К.Кюхельбекер, А.И. Бестужев.
В основе эстетики романтизма: отказ от «подражания природе»; провозглашение творческой активности художника и права на преображение действительности; защита творческой свободы автора; произведение искусства – живой организм; синтез искусств; переоценка ценностей.
Особенности русского романтизма: доминирующий пафос вольнолюбия и борьбы; доминирующий пафос вольнолюбия и борьбы; придание усиленно-социального звучания обще романтическим мотивам; придание усиленно-социального звучания обще романтическим мотивам; синтез элементов (отдельных свойств классицизма, Просвещения, до романтической поэтики); синтез элементов (отдельных свойств классицизма, Просвещения, до романтической поэтики); активнейшее развитие лирики. активнейшее развитие лирики.