ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ Докладывает : Белозеров Игорь Николаевич, заместитель министра образования и науки УР 29 ноября 2010 г. Министерство образования и науки Удмуртской Республики
отсутствие социокультурных стимулов к чтению ; слабое освоение современного информационного поля : не сложились отчетливые принципы отбора, оценки качества нужной печатной продукции, ее адекватного использования в учебной деятельности и обыденной жизни ; недостаточная организация работы по формированию информационной культуры всех участников образовательного процесса ( основ библиотечно - библиографической грамотности – в прошлом ); дефицит современного методического обеспечения системы образования в области чтения ; неподготовленность преподавательских кадров для обеспечения учащимся необходимого на современном этапе уровня читательской компетентности. Деятельность библиотек образовательных учреждений республики по формированию читательской компетентности ПРИЧИНЫ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ Министерство образования и науки Удмуртской Республики
Включенность в общекультурную компетентность ; Читательская компетентность как система ; Связность и последовательность обучения чтению и работе с письменными источниками ; Активность взаимодействия учителей, библиотекарей и учащихся ; Технологичность процесса обучения работе с письменными текстами. Деятельность библиотек образовательных учреждений республики по формированию читательской компетентности НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ Министерство образования и науки Удмуртской Республики структурных и культурно-содержательных аспектов письменных текстов различных типов; технологий поиска информации и ее качественных характеристик; репрезентации информации (в текстах, таблицах, графиках) и способов прочтения, интерпретации, понимания их культурной семантики; технических приемов работы с письменными текстами и культурной значимости ее конечного результата.
включенность в учебные планы образовательных учреждений всех типов, а в их рамках – в контекст всех учебных дисциплин разделов, связанных с приобретением социально необходимого уровня читательской компетентности ; обеспеченность соответствующих программ инструментарием обучения : программным, теоретическим, практическим и методическим ; фиксированность распределения информационных ресурсов, необходимых в учебном процессе : Деятельность библиотек образовательных учреждений республики по формированию читательской компетентности ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕН ТНОСТИ Министерство образования и науки Удмуртской Республики фонды печатной и электронной продукции, библиотечные каталоги; техника (в том числе компьютерная) доступа к этим каталогам и фондам; средства доступа к удаленным отечественным и мировым ресурсам письменной информации.
знание о распределении и функционировании письменных текстов в современном обществе ; их классификация по культурному содержанию, стилям и жанрам ; приемы эффективного поиска письменных источников информации разных классов ; способы работы с письменными источниками разных классов ; навыки понимания и интерпретации письменных текстов, представленных в разных культурных ( терминологических ) языках ; умение построения и репрезентации письменных текстов разных стилей и жанров. Деятельность библиотек образовательных учреждений республики по формированию читательской компетентности ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ОБУЧЕНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ Министерство образования и науки Удмуртской Республики
государственная система производства, хранения и распространения книг ( библиотеки, архивы и т. п.); продукция печатных СМИ ; письменные официальные и архивные документы ; письменные тексты, содержащиеся в электронных СМИ и на электронных носителях ; личные библиотеки и архивы. Деятельность библиотек образовательных учреждений республики по формированию читательской компетентности СОСТАВ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ Министерство образования и науки Удмуртской Республики
расширения возможностей доступа в отношении количества, качества, разнообразия письменных документов ; формирования упорядоченного и доступного социокультурного пространства чтения, обеспечивающего благоприятные условия для поиска и квалифицированного обсуждения информации, почерпнутой из письменных источников ; обеспечения обучения и консультирования, связанных с адекватной ориентацией в этом пространстве. Деятельность библиотек образовательных учреждений республики по формированию читательской компетентности ДОСТИЖЕНИЕ ТАКОГО УРОВНЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ВОЗМОЖНО ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ БИБЛИОТЕКАМИ УСЛОВИЙ ДЛЯ : Министерство образования и науки Удмуртской Республики
Библиотека как информационно - поисковая система. Это знания о структуре библиотеки как системы для поиска и работы с письменной информацией ; о назначении и функциях абонемента, специализированных читальных залов, справочно - библиографического отдела, межбиблиотечного абонемента ; о типах библиотек ( публичные, специализированные, школьные, вузовские ), их функциях и информационных возможностях. Деятельность библиотек образовательных учреждений республики по формированию читательской компетентности ОБЛАСТИ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ Министерство образования и науки Удмуртской Республики
Новые информационные технологии в контексте современной письменной культуры : Деятельность библиотек образовательных учреждений республики по формированию читательской компетентности ОБЛАСТИ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ Министерство образования и науки Удмуртской Республики персональный компьютер и система телекоммуникаций как составляющие социокультурного пространства чтения; роль новых информационных технологий с точки зрения возможностей развития чтения и препятствующие этому факторы; последствия распространения новых информационных технологий для традиционных форм письменной культуры.
Автоматизированные информационные ресурсы, их структура как основа порождения новых типов информационных продуктов и услуг, письменных текстов : Деятельность библиотек образовательных учреждений республики по формированию читательской компетентности ОБЛАСТИ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ Министерство образования и науки Удмуртской Республики базы и банки данных, представленных в письменной форме, их типология и характеристики каждого из типов с точки зрения количества, качества, доступности информации; гипертекстовые, мультимедийные информационные ресурсы и их отличительные особенности, ситуативные преимущества и недостатки по сравнению с традиционной печатной продукцией; организация телекоммуникационного доступа к базам и банкам данных.
Информационные сети и системы как условие эффективного использования информации, зафиксированной в письменной форме : Деятельность библиотек образовательных учреждений республики по формированию читательской компетентности ОБЛАСТИ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ Министерство образования и науки Удмуртской Республики представление об Интернет, его структура, принципы функционирования; электронная почта, межличностные прямые обмены сообщениями, телеконференции как формы коллективной работы в Интернет; характеристика информационных ресурсов Интернет, формы их упорядоченности, системы адресации; поисковые системы и технологии доступа к информационным ресурсам Интернет; возможности использования Интернет в приобщении учащихся к чтению, к квалифицированной работе с письменными текстами.
определение круга сведений, значимых для решаемой жизненной, профессиональной, досуговой задачи ; выделение источников нужной информации, их распределение по степени охват насти рассматриваемой темы, отбор наиболее авторитетных и инновационных из них ; первоначальное знакомство с отобранными источниками и выбор опорных ; углубленная работа с источниками, направленная на освоение и понимание содержащейся в них культурной информации с точки зрения решаемой задачи ; использование полученных знаний для решения задачи. Деятельность библиотек образовательных учреждений республики по формированию читательской компетентности СОВОКУПНОСТЬ НЕОБХОДИМЫХ ДЕЙСТВИЙ Министерство образования и науки Удмуртской Республики
совершенствование навыков чтения и работы с письменными документами различных категорий педагогов, осуществляющих такое обучение ; консультирование учащихся и преподавателей по вопросам : консультирование родителей относительно помощи детям в работе с письменными источниками разных видов ; участие в разработке и использования методик диагностики и критериев оценки уровня читательской компетентности ; систематизация и классификация представленных в письменной форме информационных ресурсов, необходимых в системе образования : разработке способов взаимодополнительного использования печатной и компьютерной продукции ; участия в разработке методов дистанционного обучения работе с письменными документами. Деятельность библиотек образовательных учреждений республики по формированию читательской компетентности МЕРЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ Министерство образования и науки Удмуртской Республики технологий чтения письменных документов разных видов; поиска нужных источников письменной информации; анализа письменных документов; построения письменных текстов разных видов; на разных ступенях обучения; для каждой учебной дисциплины; в качестве обязательных, дополнительных, рекомендуемых.
учебные программы ; обучающие семинары и тренинги на базе библиотек, информационных центров ; научно - практические конференции ; презентации научной, учебной, научно - популярной, художественной литературы ; конкурсы читателей и фестивали книги ; дистанционные формы обучения чтению и работе с письменными текстами. Деятельность библиотек образовательных учреждений республики по формированию читательской компетентности Министерство образования и науки Удмуртской Республики ИСПОЛЬЗУЮТСЯ :
литературные и книжные марафоны с участием писателей, библиотекарей и др. Преподаватели и учащиеся в ходе такого рода мероприятий становятся пропагандистами литературы – учебной, научно - популярной, научной, художественной, – включенной в образовательные программы в качестве обязательной, дополнительной, рекомендуемой ; книжные фестивали и праздники книги различного масштаба. Преподаватели и учащиеся под руководством библиотекарей принимают участие : Деятельность библиотек образовательных учреждений республики по формированию читательской компетентности ОБРАЗЦЫ ПРОЕКТОВ Министерство образования и науки Удмуртской Республики в разработке тематики и сценариев таких мероприятий; в организации в их рамках театральных представлений и мероприятий, проводимых в общественных местах; в костюмированных шествиях, связанных с литературной тематикой; в опросах мнения родителей, посвященных чтению и книгам; в организации литературных игр, викторин, конкурсов, связанных с тематикой образовательных программ;
проекты, связывающие книжно - литературное и реальное жизненное пространство людей : туристические маршруты ; литературные карты районов, поселений, их частей ; архитектурные сооружения и интерьеры, описанные в литературе. Преподаватели и учащиеся принимают участие в разработке тематики, проведении экскурсий, связанных с литературной топологией, относящейся к учебным программам ; организация неформальных читательских объединений ( клубов, литературных гостиных, любителей определенных литературных направлений и т. п.), формирующихся на базе их библиотек с участием преподавателей гуманитарных дисциплин ; организация конференций, семинаров - тренингов, курсов по проблемам чтения. Деятельность библиотек образовательных учреждений республики по формированию читательской компетентности ОБРАЗЦЫ ПРОЕКТОВ Министерство образования и науки Удмуртской Республики
знать об информационных ресурсах, зафиксированных в учебной литературе, и соответствующих поисковых средствах, уметь организовать эти ресурсы для решения конкретных задач, значимых для учащихся ; иметь адекватное представление о строении культурно - коммуникативного пространства и передавать учащимся знания и навыки адаптации в различных его областях, умение владеть различными кодами письменной культуры ; осуществлять совместно с педагогами диагностику и оценку уровня читательской компетентности на разных стадиях ее формирования ; выстраивать упорядоченную социокультурную среду, благоприятную для освоения и эффективного использования навыков работы с письменными источниками разных видов и для решения различных задач ; Деятельность библиотек образовательных учреждений республики по формированию читательской компетентности ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ И УМЕНИЯ Министерство образования и науки Удмуртской Республики
знать основные теории и концепции, которые относятся к формированию социально необходимого уровня читательской компетентности, владеть соответствующими технологиями и методиками, уметь подбирать их применительно к этапам социализации и личностным характеристикам ее субъектов ; консультировать школьников, их родителей ; организовывать внеучебные мероприятия, связанные с реализацией приобретенных учащимися читательских знаний и навыков, в формах праздников книги, читательских соревнований, викторин, дискуссий, литературных дебатов, организованных вокруг учебной, дополнительной, рекомендованной литературы по разным изучаемым дисциплинам ; владеть техниками развития речевых ( риторических ) и письменных навыков учащихся на основе информации, полученной в результате чтения ; Деятельность библиотек образовательных учреждений республики по формированию читательской компетентности ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ И УМЕНИЯ Министерство образования и науки Удмуртской Республики
строить программу дальнейшего развития читательской компетентности так, чтобы стимулировать и развивать познавательный ( рациональный ), образный ( эстетический ), оценочный ( эмоциональный ) и креативный компоненты отношения учащихся к прочитанному ; способствовать самоидентификации учащихся как читателей ; обучать учащихся свободно переходить от одного кода письменной культуры к другому ( от одних стилей, жанров, форм письменных текстов, от одних понятийных систем к другим ), переводить информацию из одной терминологии в другую, интерпретировать тексты по - разному в зависимости от социокультурного контекста их представленности ; стимулировать формирование читательской компетентности путем движения от более низкой ступени понимания текстов к более высокой, от интерпретации чужих текстов к построению собственных. Деятельность библиотек образовательных учреждений республики по формированию читательской компетентности ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ И УМЕНИЯ Министерство образования и науки Удмуртской Республики
подготовка и переподготовка педагогических и библиотечных кадров с акцентом на приобретение знаний и навыков, необходимых для обучения чтению и пониманию текстов разных классов, работе с письменными документами разных видов ; повышение уровня читательской компетентности преподавателей и библиотекарей, по использованию технологий обучения чтению в контекстах всех учебных дисциплин ; организация в школах образовательных курсов и консультаций для родителей, с тем, чтобы они могли помогать детям в повышении уровня общей читательской компетентности и с чтением при подготовке домашних заданий. Деятельность библиотек образовательных учреждений республики по формированию читательской компетентности НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ Министерство образования и науки Удмуртской Республики
ДЛЯ КАРДИНАЛЬНОГО УЛУЧШЕНИЯ СИТУАЦИИ МИНИСТЕРСТВУ И ОРГАНАМ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ НЕОБХОДИМО РАЗРАБОТАТЬ ПРОГРАММУ РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОБСУДИТЬ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК ДО 2015 ГОДА И НАПРАВИТЬ СВОИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Деятельность библиотек образовательных учреждений республики по формированию читательской компетентности Министерство образования и науки Удмуртской Республики
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ ! Деятельность библиотек образовательных учреждений республики по формированию читательской компетентности Министерство образования и науки Удмуртской Республики