Комплекс знаний в организации 1. Что такое знания 2. Индивидуальные и групповые знания 3. Содержание менеджмента знаний 4. Практика управления знаниями 5. Направления развития менеджмента знаний
Содержание знаний Знание это проверенный практикой результат познания действительности, ее верное отражение в мышлении человека В экономике, основанной на знаниях, под термином «знания» понимается не только тот массив информации, которым обладают конкретные люди, но также часть продукта или услуги.
Знания выступают как продукт деятельности, как предмет конечного потребления, как производственный ресурс, как средство трансакций, как средство тезаврации, как средство консолидации общества и воспроизводства общественных институтов
Отличие знаний от данных и информации Данные совокупность различных объективных фактов Информация иерархическая совокупность данных о тех или иных аспектах реального мира Знание комбинация опыта, ценностей, контекстной информации, экспертных оценок, которая дает общие рамки для оценки и инкорпорирования нового опыта и информации
Знания ЯвныеНеявные Индивидуа льные Знания отдельных людей, которые могут быть записаны и переданы в виде документов Знания групп людей, которые можно кодифицировать (нормы взаимодействия, процедуры) Групповые Умения отдельных людей, их компетенция, их нормы и верования, существующие вместе со своим носителем Знания групп людей, которые невозможно кодифицировать и передать в виде документа (групповая культура, рутины и коллективные нормы) 2. Индивидуальные и групповые знания
3. Содержание менеджмента знаний Менеджмент знаний это систематический процесс идентификации, использования и передачи информации, знаний, которые люди могут создавать, совершенствовать и применять. Это процесс, в ходе которого организация генерирует знания, накапливает их и использует в интересах получения конкурентных преимуществ. Ключевой момент в управлении знаниями это создание связей между людьми, знающими необходимые рецепты и обладающими необходимыми компетенциями и опытом.
Компоненты управления знаниями : -- стимулирование прироста знаний; -- отбор и аккумулирование значимых сведений из внешних по отношению к данной организации источников; -- сохранение, классификация, трансформация, --- обеспечение доступности знаний; -- распространение и обмен знаний, в том числе в рамках организации; -- использование знаний в деловых процессах, в том числе при принятии решений; -- воплощение знаний в продуктах, услугах, документах, базах данных и программном обеспечении; -- оценка знаний, измерение и использование нематериальных активов организации; -- защита знаний.
Менеджмент знаний в различных организациях имеет свою специфику: --в производственной организации это совершенствование и заимствование производственных методов, --в организации сферы услуг улучшение обслуживания запросов потребителей, в консультационных фирмах обобщение опыта и информации.
Некоторые фирмы вводят специальную должность директора по управлению знаниями. В обязанности этих управляющих входят следующие функции: --создание и применение инфраструктуры передачи знаний, включая библиотеку, базы знаний, человеческие и компьютерные сети, центры НИОКР; взаимодействие с внешними поставщиками информации знаний; --содействие процессу создания новых знаний в рамках стратегического планирования, маркетинговых исследований и НИОКР; мониторинг интеллектуального капитала фирмы; --формирование и реализация стратегии управления знаний.
5. Направления развития управления знаниями 1) Развитие индивидуальной компетенции работников путем их обучения и проведения тренингов. 2) Обучение персонала и формирование прогрессивной организационной культуры. 3) Применение информационных технологий управления 4) Формирование прогрессивной оргструктуры, ориентированной на интенсивный обмен знаниями внутри организации
(продолжение) 5) Развитие внешних связей организации -- маркетинговые технологии. 6) Организация взаимодействия с потребителями, которое повышает индивидуальную компетенцию сотрудников организации. 7) Перенесение индивидуального знания во внутрикорпоративные системы и закрепление его там с целью широкого использования другими сотрудниками.