МОУ «Начальная школа - детский сад 52» г. Петропавловск – Камчатский. Урок развития речи. Школа 21 века. Учитель: Егорова Ирина Михайловна.
Тема: Текст и его заглавие.
Текст Текст – несколько предложений, связанных между собой по смыслу. Признаки текста тема основная мысль смысловая связь между предложениями определённый порядок предложений возможность заголовка
Тема и основная мысль текста. Тема текста -это то, о чём мы говорим. На тему текста часто указывает его заглавие. То главное, о чём мы сообщаем, что утверждаем или доказываем - основная мысль текста.
В тексте всё должно быть подчинено теме и основной мысли. Понять текст – значит понять его основную мысль. Основная мысль выражена во всём тексте, но иногда её может подсказать одно из предложений текста.
Павлин – красивая птица. Он ставит хвост кругом, и на хвосте синие кружочки с золотым и зелёным. А сам павлин блестит. На голове у него торчком стоят пёрышки, как иголочки с шишечками. Красавец павлин. В зоопарке можно увидеть много диковинных зверей и птиц. С особым интересом посетители всегда рассматривают хищников.
Заглавие текста. Заголовок - название текста. Ходит по двору петушок, на голове красный гребешок, под носом красная бородка, на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами петушок кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает.
Петушок.
Ласточка сизокрылая Под моим окном Свила гнёздышко. И поёт себе, Заливается, Весну красную прославляючи. Ласточка.
День.Снегопад. Снег летает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все долины и поля.
Помощники. Прошёл первый месяц летних каникул. Целых четыре недели я ничего не делал, только отдыхал. Как-то утром я почувствовал, что мне хочется чем-то заняться, что- то сделать, но не для себя, а для кого-нибудь другого.
Мои новые друзья. Когда мы уезжали, Димка пожал мне руку. А Полкан встал на задние лапы, передние положил мне на плечи и лизнул меня в нос. Он так прощался со мной. Теперь я увижу своих новых друзей следующим летом.
Литература: Грабчикова Е. С. Таблицы и тесты по развитию речи. Минск ООО «Юнипресс» 2001 Мали Л. Д. «Речевое развитие младших школьников» Пенза, 1993 Речь. Речь. Речь. Под редакцией Ладыженской Т. А. Москва «Педагогика» 1990