" Компьютер на уроках литературного чтения в начальной школе " Базуева Наталья Николаевна Учитель начальных классов МОУ СОШ 11 МОУ "СОШ 11" Автор:
Проблема: В последние годы учителя столкнулись с проблемой детского чтения, большинство современных детей не любят читать и, как следствие, уроки литературного чтения вызывают у них скуку. Цель работы: Рассказать о некоторых приемах использования информационно-коммуникационных технологий, которые способствуют повышению интереса к чтению, делают урок ярким, эмоциональным. Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно. А. Н. Толстой.
Использование современных информационно - коммуникационных технологий на уроках литературного чтения. Использование ИКТ позволяет проводить уроки чтения: на высоком эстетическом и эмоциональном уровне ( анимация, музыка) обеспечивает наглядность, привлекает большое количество дидактического материала обеспечивает высокую степень дифференциации обучения ( индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).
Колокольчики мои, Цветики степные! Что глядите на меня, Тёмно-голубые? И о чём звените вы В день весёлый мая, Средь некошеной травы Головой качая? Конь несёт меня стрелой На поле открытом; Он вас топчет под собой, Бьёт своим копытом. Колокольчики мои, Цветики степные! Не кляните вы меня, Тёмно-голубые! Я бы рад вас не топтать, Рад промчаться мимо, Но уздой не удержать Бег неукротимый! Я лечу, лечу стрелой, Только пыль взметаю; Конь несёт меня лихой,- А куда? не знаю!... Поэт и писатель граф Толстой Алексей Константинович
Наглядность Использование информационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе позволяют реализовывать принцип наглядности в обучении, повышает интерес к учебе и эффективность обучения. Компьютеры в рамках одной программы позволяют интегрировать тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения. Как известно «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Поэтому уроки, проводимые с его использованием компьютера, в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышенным психоэмоциональным фоном младших школьников при восприятии учебного материала. В своей практике я использую созданные мною специально для конкретных уроков конспекты-презентации в Microsoft Power Point, содержащие краткий текст, кроссворды, тесты, рисунки, фотографии, картины, схемы,, анимацию, аудио и видеофрагменты.
Дифференциации обучения Для индивидуальной работы с учащимися использую такие готовые медиа продукты: 1. Компьютерные тренинги – программы для развития навыка чтения: (Скачены из Интернета: таблицы Шульте расширение угла чтения 2. Программа для проверки техники чтения. (Скачена из Интернета: )
Вывод: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика. Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается. Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации ( принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать. Измерения техники чтения учащихся показывают положительную динамику. Снижается количество детей, читающих ниже нормы, и виден рост детей, которые читают норму слов в минуту. Использование компьютерных технологий – это не веяние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем образования. Использование информационных технологий в значительной степени позволяет оптимизировать процесс обучения. Роль компьютера в оптимизации процесса обучения такова: формируется высокая степень мотивации, повышается интерес к процессу обучения; повышается интенсивность обучения; достигается индивидуализация обучения.