7 класс СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ ПРОИЗВОДНЫХ ПРЕДЛОГОВ Круцких Мария Владимировна, учитель ВВК МБОУ СОШ с углубленным изучением предметов 78 г. Воронежа. Педагогический стаж 35 лет.
Цель урока : отрабатывать навыки слитного и раздельного написания производных предлогов ; формировать умение разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи ; отрабатывать умение разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи.
Проверка домашнего задания
Рыбачьи лодки вытащенные на берег образовали на белом песке длинный ряд тёмных килей напоминающих хребты огромных рыб. 5
Выписать слова с пропусками и объяснить их написание.
Выписать словосочетания, в которых зависимое слово присоединено к главному при помощи предлога, произвести фонетический разбор слова.
Правописание предлогов Несмотря на ( погоду ) Невзирая на ( лица ) Вместо ( друга ) Вроде ( тебя ) Вследствие ( аварии ) Навстречу ( гостям ) Наподобие ( шара ) Насчёт ( изложения ) Сверх ( ожидания ) Ввиду ( отъезда ) ( но иметь в виду ) В течение ( часа ) В заключение ( доклада ) В продолжение ( часа ) В отличие ( от других ) В виде ( полукруга ) В связи ( с трудностями ) За счёт ( своего времени ) В целях ( получения прибыли ) В силу ( сложностей ) Под видом ( услуги ) В отношении ( отъезда ) В соответствии ( с законом ) С Л И Т Н О Р А З Д Е Л Ь Н О
(1) Из - за сложного характера Лида долго не могла подружиться с новыми одноклассниками. (2) В течение первой четверти у нее так и не появилось ни одной подруги. ( З ) Несмотря на ее неплохие знания по всем предметам, к ней неохотно обращались за учебной помощью : нередко вместо объяснения материала она могла просто бросить тетрадку со словами : « Списывайте !» (4) Такие выходки казались странными, пока случайно не узнали о ее семье : оказывается, отец Лиды погиб при выполнении служебного задания, а мать тяжело болела. (5) Девочка ухаживала за матерью, училась совершенно самостоятельно и все же каждый день была готова к любому уроку. (6) Обо всем этом рассказала Лидина соседка, Ираида Захаровна, после того как ребята решили « проработать » « новенькую » за грубость на классном собрании. (7)« А ведь нас самих надо наказать - за черствость. Живем вблизи человека и ничего о нем не знаем », - присвистнул Мишка Никифоров, чаще других копировавший из Лидиной тетрадки удачно решенные ею задачки. Текст
Блиц – опрос
Найдите и исправьте ошибки, аргументируйте свой ответ
Благодаря слушателей – деепричастие, совершенного вида, невозвратное, определение. Благодаря брату – предлог, непроизводный, употреблен с дательным падежом существительного брат, дополнительное значение, несовершенный вид, обстоятельство.
Продолжение следует - предлог, именительный падеж, подлежащее. В продолжение разговора – предлог, непроизводный, употреблен с родительным падежом существительного разговор, имеет значение дополнения, входит в состав обстоятельства
В течении ручья – предлог, производный, употреблен с родительным падежом существительного ручей, значение времени. Густел в течение 3 часа – ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________
Спишите, раскрывая скобки : Нечто _______________ конуса; (в)роде Согласовать _________, числе, падеже; (в)роде Пойти _______________ с ветераном; (на)встречу _____________________ другу; (на)встречу ______________________ ошибки; (в)следствие ____________________ по делу; (в)следствии
Омонимы
Они проехали мимо. Мы прошли мимо людей. Деньги перевели на счёт банка. Они говорили насчёт работы. Благодаря за помощь, он пожимал мою руку. Благодаря другу я смог выжить. Омонимичные части речи
Выписать словосочетания с производными предлогами Впереди отряда, идти впереди, выйти навстречу гостям, вымыть окна внутри, внутри дома, вблизи берега, не было вблизи, вокруг оси, оглянулся вокруг, несмотря на болезнь, не смотря по сторонам, благодаря теплу, благодаря за оказанную помощь.
Вставьте пропущенные по смыслу слова : 1. _______________________________ целой недели шло письмо ________________________________________ снежных заносов. 2. Прошу соблюдать тишину _______________________________ целого получаса ________________________ выходом в эфир. 3. Это нужно сделать _________________________________________ безопасности (По)причине, (в)целях, (в)течени…, (в)продолжени…, (в)связи с
Впоследствии Фантазия: – наречие (потом, после) 1) способность к творческому воображению 2) мечта, продукт воображения 3) музыкальное произведение в свободной форме _________________________________________________________________ _________________________________________________________________
Работа по группам : 1 группа работает за компьютерами 2 группа выполняет задание в тетрадях
Работа с текстом : 1. Прочтите текст. 2. Какова тема текста ? 3. Озаглавьте текст. 4. Определите стиль текста. 5. Определите тип данного текста. 6. Выпишите производные предлоги. 7. Из предложения 3 выпишите наречие и выполните морфемный разбор.
___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________
Домашнее задание : 310 (3 группа) Написать сочинение-рассуждение на тему: «Каковы особенности правописания производных предлогов?» (1 и 2 группы) В сочинении-рассуждении приведите из прочитанного текста 2 примера, иллюстрирующих правописание производных предлогов, образовавшихся от разных самостоятельных частей речи.