Лекция 1. Основы педагогической генеалогии. Образование и педагогическая мысль в древнем мире. План 1. Педагогическая генеалогия. 2. Зарождение первых научно-педагогических идей и образовательно-воспитательный систем. 3. Образование в античном мире. Особенности спартанского и афинского воспитания.
1. Педагогическая генеалогия. Генеалогия (от греч. родословная) – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю родов, устанавливающая родственные связи, составляющая родословия. 2Сидоров С.В. -
Педагогическая генеалогия – систематическое собрание сведений о происхождении, преемственности и родстве педагогических идей, теорий, систем воспитания и образования. 3Сидоров С.В. -
2. Зарождение первых научно-педагогических идей и образовательно-воспитательный систем. Древний Египет Временные границы существования древнеегипетской культуры: середина 4-го тыс. до н.э. – IV в. н.э. 4Сидоров С.В. -
Древнеегипетская письменность Школы писцов Иероглифика Иератика Демотика Ухо мальчика – на спине его (др.егип. пословица) 5Сидоров С.В. -
Воспитание в Шумере Период расцвета Древнего Шумера: около лет до н.э. Древняя Месопотамия (Междуречье) 6Сидоров С.В. -
Обучение мальчиков и юношей грамоте (клинописи) и счёту велось в храмовых школах – «домах таблички». Глиняная табличка ( г. до н.э., Шумер) 7Сидоров С.В. -
«Бхагавадгита» (1-е тысячелетие до н.э.) – священная учебная книга в Древней Индии. Обучение в ней строится в форме бесед, в которых бог Кришна обучает царского сына Арджуна. 8Сидоров С.В. -
Путь приобретения знаний, согласно «Бхагавадгите»: 1) целостное изложение учителем новых знаний; 2) анализ и обсуждение с учеником частей целого, частных случаев. Раскрытие абстрактных понятий сопровождалось конкретными примерами, обсуждением реальных проблем, с которыми столкнулся ученик. 9Сидоров С.В. -
Конфуций (Кун Фу-Цзы, Кун-цзы, лат. Confucius) ок. 551 – 479 до н.э. Настоящее имя Кун Цю, Цзы означает «Учитель». Древнекитайский мыслитель и философ. В возрасте немногим более 20 лет уже прославился как первый профессиональный педагог. 10Сидоров С.В. -
Известные изречения Конфуция Благородный человек винит себя, низкий человек винит других. Благородный человек не делает другим того, чего сам не желает получить от других. Благородный человек знает только долг, низкий человек знает только выгоду. Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим. 11Сидоров С.В. -
3. Образование в античном мире. Особенности спартанского и афинского воспитания. Античность (от лат. antiquitas древность) в общем смысле означает «греко-римская древность», цивилизация Древней Греции и Древнего Рима во всём её многообразии. VIII в. до н.э.V в. н.э. (от зарождения до распада Римского государства). 12Сидоров С.В. -
Древняя Греция Полисы – древнегреческие города- государства. Афины (Аттика) Период расцвета: V в. до н.э. Спарта (Лакония), Лакедемон 13Сидоров С.В. -
Древняя Греция (фрагмент карты) 14Сидоров С.В. -
Воспитание в Спарте Государственная система воспитания. Главная цель – воспитание воина-патриота, беспощадного к врагам. Единый уровень образования. Девочки воспитывались в семье, но их образование мало чем отличалось от образования мальчиков. 15Сидоров С.В. -
Агеллы – государственные воспитательные учреждения в Спарте. Педоном – наставник, воспитатель в агелле. Эфебия – форма организации военной подготовки юношей в Спарте и Афинах. 16Сидоров С.В. -
Государственная система воспитания в Спарте До 7 лет – семейное воспитание 7-18 лет – воспитание в ангелах С 30 лет – полноправное гражданство лет – воинская служба лет – военная подготовка в эфебии 17Сидоров С.В. -
Школа и воспитание в Афинах Преобладало частное образование. Главной целью считалось гармоничное развитие человека. Разнообразие школ, разноуровневый характер образования. Образование девочек происходило в семье и ограничивалось ведением домашнего хозяйства. 18Сидоров С.В. -
Мусическая школа – «школа муз», давала общее образование. Основное внимание уделялось грамматике и музыке. Дидаскал – учитель в афинской школе. Педагог – раб, сопровождавший ребёнка (например, в школу). 19Сидоров С.В. -
Палестра – «школа борьбы», где подростки занимались пентатлон (пятиборьем), включавшем в себя борьбу, бег, метание копья и диска, плавание. Наиболее уважаемые граждане вели с учениками беседы на политические и нравственные темы 20Сидоров С.В. -
Гимнасий – «школа гимнастики» – тип школ для детей состоятельных граждан. Наряду с гимнастикой изучались литература и философия. Известные афинские гимнасии: Академия, Ликей, Киносарг. Интерьер гимнасия в Приене, около 130 г. до н.э. (реконструкция) 21Сидоров С.В. -
Афинская система воспитания С 7 до лет – обучение в «школе грамматиста» и «школе кифариста» (мусическая школа) лет – военная подготовка в эфебии До 7 лет – воспитание в семье С до 18 лет – обучение в палестре или в гимнасии Философская школа или индивидуальное обучение у философа 22Сидоров С.В. -
«Он или умер или где-то обучает детей грамоте,» – говорили об афинянине, пропавшем без вести. Результат афинского воспитания: всеобщая просвещённость свободных граждан, расцвет науки и искусства в Афинах. 23Сидоров С.В. -
Спартанское воспитание Афинское воспитание Особенности воспитания в Спарте и Афинах 24Сидоров С.В. -
Использованные источники jpg jpg D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B0_%D0%9A%D1 %80%D1%8E%D1%87%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0#.D0.9F.D1.80.D0.BE.D0.B3.D1.80.D0.B0.D0. B C.D0.BC.D0.B0_.D0.BE.D0.B1.D1.83.D1.87.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D1.8F htm html html jpg 25Сидоров С.В. -