Модель профессиональной компетентности учителя Из опыта работы экспериментальной группы МОУ СОШ 19 города Белово Материал предоставила учитель информатики Ермакова В. В.
Определения профессиональной компетентности учителя: - осведомленный, авторитетный в какой-то области ( О. И. Ожегов) - способность аналитически мыслить и осуществлять комплексный подход к выполнению своих обязанностей (В. Ю. Кричевский) - совокупность профессионально-педагогических компетенций (Е. Н. Соловова) - сложное образование, включающее комплекс знаний, умений и навыков, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно- воспитательного процесса (В. А. Адольф)
Профессиональная компетентность - интегральная профессионально-личностная характеристика учителя, определяющая его готовность, способность выполнять профессионально-педагогические функции, в соответствии с принятыми в социуме в настоящий момент нормами и стандартами.
Проблема совершенствования подготовки кадров для школы обусловлена экономическими и социокультурными изменениями в российском обществе. Ведутся поиски новых форм, путей подготовки преподавательских кадров. В российской науке исследуемая проблема обычно рассматривается в ключе формирования профессиональных требований к специалисту, а также нового подхода к конструированию образовательных стандартов. Все исследователи, изучавшие природу компетенции, обращают внимание на ее многосторонний, разноплановый и системный характер.
Творческий уровень Стандартный уровень 12 3 Компетентностная модель современного учителя 1 – предметная компетентность 2 – педагогическая компетентность 3 – социальная компетентность
Одним из факторов, определяющих качество образования, является содержание предметных компетенций учителя. Рассмотрим, что включает в себя каждая из составляющих: Когнитивная составляющая (научные, предметные знания) Операционно-технологическая ( способы деятельности, умения принимать решения) Аксиологическая составляющая (опыт эмоционально-личностного отношения к природе, обществу, человеку)
Уровни проявления критериев профессиональной компетентности учителя
Ценностно-смысловой (личностный) компонент Показатели: 1. Ценностное отношение к профессии. 2. Ценностное отношение: к событиям, к людям, к себе – образ «Я – учитель-исследователь» 3. Готовность к проявлению личной инициативы и дальнейшему профессиональному росту.
Гносеологический компонент Показатели: 1. Знания теоретических и методологических основ предметной области образования. 2. Знание психолого-педагогических основ современного образования (в том числе нормативных документов). 3. Знание требований, предъявляемых к современному учителю. 4. Широта и глубина дополнительных знаний.
Деятельностный компонент (умения) Показатели: - аналитические; - проектировочные; - коммуникативные; - конструктивные; - креативные; - оценочные; - информационные умения.
«Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы.» В. А. Сухомлинский