Здоровьесберегающие технологии в моей практике
Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство, и бессилен разум. Геродот
Критерии здоровьесохраняющего урока: двигательная активность. сенсорно-разнообразная среда. развитие мелкой моторики руки. работоспособность. дифференциация. эмоциональный фон.
Базарный Владимир Филиппович Ученый, врач, музыкант и педагог-новатор. Основатель нового направления в науке - здоровьеразвивающей педагогики
Ведущая идея методики В.Ф. Базарного: «Сенсорная свобода и психомоторное раскрепощение» Ведущая идея методики В.Ф. Базарного: «Сенсорная свобода и психомоторное раскрепощение»
Режим динамической смены поз. Для снятия напряжения В.Ф. Базарный предлагает режим динамических поз, которые предусматривают на каком-то этапе урока менять позу детей (сидя-стоя).
Преимущества Укрепление позвоночника Укрепление позвоночника Сохранение правильной осанки Сохранение правильной осанки Формирование у ребёнка чувства равновесия и координации Формирование у ребёнка чувства равновесия и координации Профилактика опорно-двигательного аппарата Профилактика опорно-двигательного аппарата Профилактика заболеваний сердечно сосудистой системы Профилактика заболеваний сердечно сосудистой системы Предупреждение появления близорукости Предупреждение появления близорукости
Методика зрительно- координационных упражнений Работа с наглядным материалом, максимально удаленным от глаз ребенка.
Методика зрительно- координационных упражнений работа со схема зрительно- двигательных траекторий работа со схема зрительно- двигательных траекторий
Дыхательная гимнастика «Свеча». И. п. – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох на пальчики, изображающие горящую свечу, и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха. «Дышим носом».И. п. –стоя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое. «Ныряльщик». И. п. – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох. «Облако дыхания».И. п. – стоя, руки опущены. Делаем медленный вдох через нос, надуваем животик, руки перед грудью. Медленный выдох через рот, одновременно рисую круг симметрично обеими руками. Стараемся распределить воздух на весь круг, повторяем три раза. Теперь нарисуем квадраты и треугольники.
Элементы цветотерапии Желтый – теплый и веселый, создает хорошее настроение. Зеленый – улучшает настроение, успокаивает. Голубой – улучшает настроение. Красный – возбуждает, раздражает. Коричневый – в сочетании с яркими цветами создает уют, без сочетания указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сонливость, депрессию. Черный – в небольшой дозе сосредоточивает внимание, в большой – вызывает мрачные мысли. Белый – ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всему.
Использование цветов на уроках русский язык – желтый цвет (стимулирует зрение); математика – синий цвет (активизирует умственную деятельность, успокаивает); литературное чтение – зеленый цвет (снимает переутомление).
Упражнения для сохранения физического, психического, духовно – нравственного здоровья обучающихся
«перекрестные движения» - активизирует оба полушария головного мозга; «качания головой» - улучшает мыслительную деятельность и мозговое кровообращение; «ленивые восьмерки» - активизируют структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышают устойчивость внимания; «симметричные рисунки» - улучшают зрительно-моторную координацию; «медуза» - снимает психофизическое напряжение; «шапка для размышлений» - улучшает внимание, ясность восприятия и речь;
Спасибо за внимание!