«Фразеологические штрихи» речевого портрета современного старшеклассника Работа выполнена учениками 9 «Б» класса Орловым Станиславом и Кузнецовым Иваном Руководитель: Кочубарова Ирина Николаевна
Объект исследования Объект исследования - устная речь и материалы анкетирования современных старшеклассников школы 200
Предмет исследования Предмет исследования – особенности восприятия идиоматических выражений современными старшеклассниками, а также уровень использования их в устной речи наших ровесников.
Цель работы Выявление специфичных для современного старшеклассника особенностей владения фразеологическими единицами и употребления их в собственной речи, а также определение зависимости между указанными особенностями и некоторыми социальными параметрами (пол, предпочтение изучаемых предметов).
Задачи -Ознакомиться с работами, посвящёнными исследованию языковой личности и речевого портрета в русской лингвистике. -Проанализировать лексикон современных старшеклассников с точки зрения идиоматики и выявить его специфику. -Показать особенности речевого поведения современных старшеклассников (набор прецедентных феноменов).
Методы исследования. Для решения поставленных задач использован социометрический опрос и интервьюирование; сбор и систематизация эмпирических материалов, анализ и интерпретация полученных данных, а также анкетирование и метод включённого наблюдения.
Результаты первичного социологического опроса по проблеме «Русский язык в нашей жизни» Вариант ответаДевочкиМальчики Количество ответов В %РангКоличество ответов В %Ранг 10 «А» «Да»110%2150%1 «Нет»00%3150%1 «Не знаю»990%100%2 9 «Б» «Да»228,52193 «Нет»228, «Не знаю» «В» «Да» %3 «Нет» %1 «Не знаю» %2 Таблица 1. Результаты интервьюирования
Лексикон современных старшеклассников с точки зрения идиоматики 1 – Было дело под Полтавой 2 – Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! 3 – Казанская сирота 4 – Мамаево побоище 5 – Перейти Рубикон 6 – Потёмкинские деревни 7 – Прорубить окно в Европу 8 – Троянский конь 9 – Тяжела ты, шапка Мономаха
Выявление зависимости между избранными предметами и степенью владения фразеологическими единицами русской речи
Литература
Анкета Уважаемый старшеклассник! Исследовательская группа средней общеобразовательной школы 200 проводит анкетирование по проблеме «Русский язык в нашей жизни». Просим указать свой класс и пол и ответить на два предложенных вопроса, отметив выбранный ответ знаком V на соответствующей строке. Анонимность сведений гарантируем. Вопрос 1. Какие учебные предметы являются для Вас наиболее значимыми? Вопрос 2. По каким предметам, на Ваш взгляд, явно недостаточно учебных часов (много интересного, хочется узнать больше и т.д.) Учебные предметы Алгебра Английский язык Биология География Геометрия Информатика История Литература ОБЖ Обществознание Русский язык Технология Физика Физическая культура Химия Финский язык Класс________ Пол_________
Таблица результатов социометрического опроса
п/пФразеологизмКоличество верных ответов 10 «А» (15 работ) 9 «Б» (15 работ) 9 «В» (21 работа) Общее количество десятиклассников – участников опроса Д (8)М (7)Д (6)М (9)Д (12)М (9)Девочки (26)Мальчики (25) 1 задание Кол-во верных ответов В %Кол-во верных ответов В % 1.Было дело под Полтавой %2080% 2.Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! %832% 3.Казанская сирота %624% 4.Мамаево побоище %1040% 5.Перейти Рубикон %1144% 6.Потемкинские деревни %520% 7.Прорубить окно в Европу %1664% 8.Троянский конь %1144% 9.Тяжела ты, шапка Мономаха %936% ИТОГО 38% 22%39%55%27%46%3415%9643% 10 «А»9 «Б»9 «В»ДевочкиМальчики 2 заданиеДМДМДМКол-во верных ответов % % 1.(Нужен) как рыбке зонтик %1872% 2.(Отольются) волку овечьи слезки %1352% 3.Пеший конному не товарищ %1664% ИТОГО54%33%72%67%61%81%4963%4763% 3 задание10 «А»9«Б»9 «В»ДевочкиМальчики ДМДМДМКол-во верных ответов % % 1.Кот наплакал %2288% 2.Медвежья услуга %1976% 3.Знает кошка, чье мясо съела %1664% 4.Открыть Америку %1456% 5.Биться головой об стену %1976% 6.Как мертвому припарки %1976% ИТОГО63%40%83%81%78%89%116 74%10973% 4 задание10 «А»9 «Б»9 «В»ДевочкиМальчики
Спасибо за внимание!