Технология проведения мониторинга в учреждении дополнительного образования детей Измерова Я. Е. – ст. преподаватель кафедры теории и методики воспитания АКИПКРО
МОНИТОРИНГ в образовании Форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития (А. Н. Майоров) Система контролирующих и диагностирующих мероприятий, обусловленных целеполаганием процесса обучения и предусматривающих в динамике уровни усвоения учащимися учебного материала и его корректировку; регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе (В. А. Кальней, С. Е. Шишов)
Этапы проведения социально- педагогического исследования 1. Определение целей, подготовка плана исследования; 2. Разработка инструментария; 3. Проведение опроса; 4. Обработка и анализ полученных результатов; 5. Написание отчета и рекомендаций; 6. Публикация результатов
Этапы проведения мониторинга 1. Предварительное задание на мониторинг; 2. Задание на мониторинг; 3. Создание рабочего проекта на мониторинг; 4. Уточнение задания; 5. Создание инструментария; 6. Сбор данных (проведение опроса); 7. Обработка результатов (перенос на электронный носитель, контроль и обработка); 8. Первичный анализ результатов; 9. Обсуждение результатов; 10. Подготовка заключительных документов с учетом индивидуальных характеристик лиц, принимающих решения; 11. Использование результатов в управленческой деятельности
Предварительное задание на мониторинг Заказчик передает тому, кто будет исполнителем, первичные материалы для разработки мониторинга : 1. Указание цели разработки мониторинга; 2. Выделение объекта мониторинга, его анализ и классификация; 3. Указание на форму и объем мониторинга, время на его разработку и реализацию; 4. Определение источников основной и дополнительной информации; 5. Указание возможных других потребителей информации; 6. Определение решений, которые могут быть приняты на основе полученной информации; 7. Указание механизма, принципов и объема финансирования на всех этапах разработки; 8. Оценка возможности в данной ситуации за отведенное время привлечь к работе специалистов необходимого уровня; 9. Подбор нормативно-правовых документов
Задание на мониторинг Заказчик Исполнитель Формулирует для исполнителя основные параметры мониторинга: цели и задачи, объект, информационные источники, требования к инструментарию, сроки, категории опрашиваемых лиц, варианты места проведения опросов, варианты ресурсного обеспечения, включая вопросы оплаты Определяет для себя основные параметры мониторинга, круг проблем, связанных с проведением, на данном этапе у исполнителя должен быть объем информации, необходимой для постановки задач разработчикам технологии реализации мониторинга и инструментария. Результат может быть оформлен в форме технического задания
Создание рабочего проекта мониторинга Методы и формы проведения исследования; Создание проекта инструмента; Планирование проведения опроса; Технологии обработки результатов; Возможные формы анализа; Варианты представления результатов различным пользователям; Уточнение необходимого ресурсного обеспечения
Уточнение задания На этом этапе работ желательно согласование с руководителем той программы деятельности, которая будет оформлена в процессе подготовительной работы. Окончательный вариант задания лучше зафиксировать в форме документа- договора, утвержденного плана или задания
Создание инструментария Технология и методика создания инструментария зависят от задач мониторинга и качества и объемов необходимой информационной базы. Основные методы, используемые в образовании: -социологические; -психологические; -собственно педагогические; -статистические
Создание инструментария Социологические методы: Опрос (анкетирование и интервьюирование); Анализ документов (качественный и количественный); Наблюдение (невключенное и включенное); Эксперимент (контролируемый и неконтролируемый);