Законодательство в области обращения с опасными отходами Директор по развитию ООО «АЛЭМ» К.т.н. Лилия Николаевна Татарникова
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ (с изм. и доп. от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г.) Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду.
Федеральный Закон 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 года Регламентирует требования к предотвращению вредного воздействия на атмосферный воздух отходов производства и потребления при их хранении, захоронении и обезвреживании (ст. 18) Земельный Кодекс РФ 136-ФЗ от 25 октября 2001 года Согласно статье 13 обязывает землепользователей защищать земли от загрязнения, захламления отходами производства и потребления.
Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая 2005 г.) Регламентирует санитарные требования (ст.22) к порядку, условиям и способам сбора, использования, обезвреживания, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления, которые должны устанавливаться местными органами самоуправления и иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии указанного порядка санитарным правилам.
Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 года Является специальным нормативным актом, регулирующим правоотношения в сфере экологически безопасного обращения с отходами. Устанавливает единые правила в части экологически безопасного обращения с отходами всех видов. Содержит целостный комплекс требований, исполнение которых позволяет обеспечить экологическую безопасность при обращении с отходами. Устанавливает набор инструментов регулирования: административных (нормирование, лицензирование, контроль) и экономических (плата за размещение отходов). Содержит нормы непрямого действия, необходима разработка подзаконных актов
Федеральный закон от N 309-ФЗ О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации Вносит поправки и дополнения в Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 26, ст.3009; 2001, N 1, ст.21; 2003, N 2, ст.167; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; N 52, ст.5498; 2007, N 46, ст.5554; 2008, N 30, ст.3616; N 45, ст.5142)
Основные термины и определения Отходы (ГОСТ ) – остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью. Отходы (ФЗ-89) – остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства и потребления, а также товары(продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Основные термины и определения Опасные отходы (ГОСТ ) - отходы, существование которых и (или) обращение с которыми представляют опасность для жизни, здоровья человека и окружающей природной среды. Опасные отходы (ФЗ-89) - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.
ВОЗДЕЙСТВИЕ ОТХОДОВ НА ЧЕЛОВЕКА Возможные риски воздействия опасных отходов на здоровье человека: Инфекционная опасность – заражение Токсичность (острая и хроническая) – интоксикация организма Мутагенность – изменение (нарушение) генетического кода Канцерогенность – опасность возникновения онкологических заболеваний
Обращение с отходами Сбор Использование Обезвреживание Транспортирование Размещение Федеральный закон "Об отходах производства и потребления"
Основные понятия и определения сбор отходов (ГОСТ 30772)- деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определенного времени из мест их образования, для обеспечения последующих работ по обращению с отходами. сбор отходов (ФЗ-309) - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов (ФЗ-309) - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов (ФЗ-309) - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования."
Классификация отходов
Классификация отходов ОТХОДЫ ПОДРАЗДЕЛЯЮТ НА КЛАССЫ ОПАСНОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ОПАСНЫХ СВОЙСТВ (ПОЖАРООПАСНОСТЬ, ВЗРЫВООПАСНОСТЬ, ТОКСИЧНОСТЬ, И Т.Д.). ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 1-й класс 2-й класс опасные 3-й класс 4-й класс 5-й класс практически неопасные ПАСПОРТ ОТХОДА СВИДЕТЕЛЬСТВО ОТНЕСЕНИЯ ОТХОДА К КЛАССУ ОПАСНОСТИ РОСПРИРОДНАДЗОР САНИТАРНО- ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА 1-й класс 2-й класс 3-й класс 4-й класс САНИТАРНО- ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (СЭЗ) РОСПОТРЕБНАДЗОР
Класс опасности отходов для окружающей среды NСТЕПЕНЬ вредного воздействия опасных отходов на ОПС КРИТЕРИИ отнесения опасных отходов к классу опасности для ОПС КЛАСС ОПАСНОСТИ отхода для ОПС 1.1. ОЧЕНЬ ВЫСОКАЯ Экологическая система необратимо нарушена. Период восстановления отсутствует I КЛАСС ЧРЕЗВЫЧАЙНО ОПАСНЫЕ 2.2. ВЫСОКАЯЭкологическая система сильно нарушена. Период восстановления не менее 30 лет после полного устранения источника вредного воздействия II КЛАСС ВЫСОКООПАС- НЫЕ 3.3. СРЕДНЯЯЭкологическая система нарушена. Период восстановления не менее 10 лет после снижения вредного воздействия от существующего источника III КЛАСС УМЕРЕННО ОПАСНЫЕ 4.4. НИЗКАЯЭкологическая система нарушена. Период самовосстановления не менее 3-х лет IV КЛАСС МАЛООПАС- НЫЕ 5.5. ОЧЕНЬ НИЗКАЯ Экологическая система практически не нарушена V КЛАСС ПРАКТИЧЕСКИ НЕОПАСНЫЕ
Класс опасности отходов для окружающей среды В соответствии с приказом МПР России от N 511 отнесение отходов к классу опасности для ОПС может осуществляться расчетным или экспериментальным методами. В случае отнесения производителями отходов отхода расчетным методом к 5-му классу опасности, необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения 5-го класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к 4- му классу опасности.
ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ (организация, ЧП) Требования федерального законодательства в области обращения с отходами ЛИЦЕНЗИЯ НА ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ I-IV КЛАССОВ ОПАСНОСТИ ПАСПОРТА ОТХОДА I-IV КЛАССОВ ОПАСНОСТИ ПРОЕКТ НОРМАТИВОВ И ЛИМИТОВ (ПНООЛР) или ОТЧЕТ ОБ ОБРАЗОВАНИИ, ИСПОЛЬЗОВАНИИ, РАЗМЕЩЕНИИ ОТХОДОВ ПЛАТЕЖИ ЗА РАЗМЕЩЕНИЕ ОТХОДОВ ЛИМИТЫ НА РАЗМЕЩЕНИЕ ОТХОДОВ ОТЧЕТ (2-тп (отходы) СВИДЕТЕЛЬСТВО НА ПРАВО ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ I-IV КЛАССОВ ОПАСНОСТИ ПЛАН ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
Требования федерального законодательства в области обращения с отходами ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ (организация) СВИДЕТЕЛЬСТВО НА ПРАВО ОБРАЩЕНИЯ С ОПАСНЫМИ ОТХОДАМИ
ФЗ Об отходах производства и потребления. Статья 15. Требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с опасными отходами 1. Лица, которые допущены к обращению с опасными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами. Требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с опасными отходами
2. Ответственность за допуск работников к работе с опасными отходами несет соответствующее должностное лицо организации. Должностное лицо, которое несет ответственность за допуск работников к обращению с опасными отходами, определяется приказом руководителя предприятия или иного уполномоченного лица, а также может устанавливаться в локальных нормативных правовых актах, должностных инструкциях.
Ответственность за допуск работников к работе с опасными отходами За допуск работника, не обладающего профессиональной подготовкой, должностное лицо организации может быть привлечено к дисциплинарной, административной, уголовной ответственности (при создании угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде или при причинении указанного вреда).
Требования федерального законодательства в области обращения с отходами ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ЛИЦЕНЗИЯ НА ОБРАЩЕНИЕ С ОПАСНЫМИ ОТХОДАМИ
Статья 9. Лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов (в ред. Федерального закона от N 258-ФЗ) Деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления»
Лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами Основные нормативные акты Федеральный закон 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 года; Приказ МПР РФ 451 от 18 июля 2002 года «О лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами»; Постановление Правительства РФ от N 524 Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Федеральный закон 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 года Согласно статье 17, лицензированию подлежат следующие виды деятельности: деятельность по обращению с опасными отходами; заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов; заготовка, переработка и реализация лома черных металлов. Согласно этому закону и формулировке "опасные отходы" в законе "Об отходах производства и потребления" лицензирование не распространяется на деятельность по обращению отходов V класса опасности (практически неопасные).
Федеральный закон 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" Подзаконные акты: Приказ МПР РФ 451 от 18 июля 2002 года «О лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами»; Устанавливают -лицензионные требования к предприятиям, деятельность которых связана с обращением с опасными отходами; -перечень предоставляемых документов; -необходимость проведения экологической экспертизы намечаемой деятельности.
в лицензии указано: вид деятельности (например, сбор и транспортировка); вид отходов; класс опасности отходов; срок действия (обычно 5 лет) Выдает лицензии на обращение с опасными отходами РОСПРИРОДНАДЗОР
Требования федерального законодательства в области обращения с отходами ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ПАСПОРТА ОПАСНЫХ ОТХОДОВ ОТЧЕТ (2-тп (отходы)
Статья 14. Требования к обращению с опасными отходами 3. На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет Правительство Российской Федерации. ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления»
Паспортизация опасных отходов Основные нормативные акты Приказ МПР РФ 786 от 2 декабря 2002 года «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» Приказ МПР РФ 663 от 30 июля 2003 года « О внесении дополнений в федеральный классификационный каталог отходов» Приказ МПР РФ N 785 от 2 декабря 2002 г. «Об утверждении паспорта опасного отхода» Приказ МПР РФ N 511 от 15 июня 2001 г. «Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды» Приказ Ростехнадзора 570 от г. «Об организации работ по паспортизации опасных отходов».
Организация работы по паспортизации опасных отходов Порядок оформления и согласования паспортов опасных отходов утвержден приказом Ростехнадзора от г. 570 «Об организации работ по паспортизации опасных отходов». Документом, подтверждающим отнесение отхода к конкретному классу опасности для окружающей природной среды, является свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды, которое выдается для каждого конкретного вида отходов. Паспорт опасного отхода оформляется на каждый конкретный вид опасного отхода по форме и в соответствии с инструкцией по ее заполнению, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов России от 2 декабря 2002 года N 785 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 16 января 2003 года, регистрационный N 4128).
Класс опасности отходов для окружающей среды В соответствии с приказом МПР России от N 511 отнесение отходов к классу опасности для ОПС может осуществляться расчетным или экспериментальным методами. В случае отнесения производителями отходов отхода расчетным методом к 5-му классу опасности, необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения 5-го класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к 4- му классу опасности.
Паспортизация опасных отходов В соответствии с приказом МПР России от «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» одиннадцатая и двенадцатая цифры в коде отхода по ФККО характеризуют его опасные свойства. Для тех отходов, которые могут иметь различные опасные свойства зависимости от происхождения, в позиции вида отхода в ФККО одиннадцатая и двенадцатая цифры указываются как нули «00» (данные не установлены). В таком случае собственник отхода с помощью существующих методик проводит исследования на предмет наличия у отхода опасных свойств и при выявлении указывает их в паспорте на данный отход в позиции «обладающий опасными свойствами», при отсутствии опасных свойств в данной графе указывается «опасные свойства отсутствуют». Внесение изменений в коды ФККО, утвержденные соответствующими нормативными правовыми актами (приказами МПР России), недопустимо. Отходы, содержащие ртуть токсичные 1 Пыль керамическая данные не установлены4
Отнесение к классу опасности (КО) на основе экспериментального метода Требуется подтверждение КО в следующих случаях: опасные свойства не установлены ( – Древесные отходы из натуральной чистой древесины) подтверждение отсутствия опасных свойств ( Стружка черных металлов незагрязненная) невозможно определить качественный и количественный состав ( –Мусор строительный) отход не внесен в ФККО Смет с территории
Нашей лабораторией используются в качестве тест- объектов бактерии E.coli, водоросли Chlorella vulgaris beijer.
Срок действия паспорта опасного отхода для отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО), утвержденный приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 2 декабря 2002 года N 786 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 9 января 2003 года, регистрационный N 4107), не устанавливается; для отходов, не включенных в ФККО, - ограничивается на период регистрации данного отхода в ФККО
Разработанный и утвержденный руководством предприятия паспорт направляется на согласование в территориальный орган Ростехнадзора соответствующего субъекта Российской Федерации (по месту юридической регистрации предприятия). С учетом того, что паспорт оформляется на юридическое лицо, допустимо использование копий паспортов, согласованных в установленном порядке, по всех филиалах и обособленных подразделениях данного юридического лица. Паспортизация опасных отходов
Нормирование образования, использования и размещения отходов
Требования федерального законодательства в области обращения с отходами ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ПРОЕКТ НОРМАТИВОВ И ЛИМИТОВ (ПНООЛР) или ОТЧЕТ ОБ ОБРАЗОВАНИИ, ИСПОЛЬЗОВАНИИ, РАЗМЕЩЕНИИ ОТХОДОВ ЛИМИТЫ НА РАЗМЕЩЕНИЕ ОТХОДОВ
Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами …3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке 4… 5… ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления»
Нормирование отходов Основные нормативные акты Приказ МПР N 30 от 16 февраля 2010 г. «Об утверждении порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)»; Приказ МПР 50 от г. «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение». (Вступил в силу ) Постановление Правительства РФ 461 от «О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»; Утратило силу. Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утв. приказом Федеральной службы экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 октября 2007 г. N 703).
Федеральный закон 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 года Действие Приказа по кругу лиц Порядок предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, Росприроднадзора и его территориальных органов (абз. 1 п. 2 Порядка). Исключение: 1.индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства. 2.вопросы обращения с радиоактивными отходами, биологическими отходами и отходами лечебно- профилактических учреждений. Приказ МПР от 25 февраля 2010 г. 50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»
Федеральный закон 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 года Действие Приказа по кругу лиц Порядок предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, Росприроднадзора и его территориальных органов (абз. 1 п. 2 Порядка). Исключение: 1.индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства. 2.вопросы обращения с радиоактивными отходами, биологическими отходами и отходами лечебно- профилактических учреждений. Приказ МПР от 25 февраля 2010 г. 50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»
Приказ МПР N 30 от 16 февраля 2010 г. «Об утверждении порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)» Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов включает: 1) общие сведения об отчитывающемся субъекте малого и среднего предпринимательства; 2) баланс масс образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, размещенных отходов за отчетный период; 3) сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, которым в отчетном периоде были переданы отходы; 4) приложения. Отчетность представляется в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении до 15 января.
Природополь- зователь Департамент федеральной службы по надзору в сфере природополь- зования Лимиты ПНООЛР, ОТЧЕТ
ПНООЛР – Проект образования отходов и лимитов на их размещение Федеральный закон 89 от «Об отходах производства и потребления» ПНООЛР содержит информацию о: видах отходов; количестве отходов; классе опасности; схеме операционного движения отходов противоаварийных мероприятиях и мероприятиях, направленных на снижение влияния отходов на ОС; местах временного хранения отходов… Согласование в Росприроднадзоре. Цель: получение лимитов на размещение отходов
Федеральный закон 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 года Лимиты на размещение отходов Порядок устанавливает требования к подготовке и представлению документов и материалов для утверждения предельно допустимых количеств отходов конкретного вида, направляемых на размещение в конкретных объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов с учетом экологической обстановки на территории, на которой расположены такие объекты (п. 1 Порядка). Приказом установлено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются не только для юридических лиц, но и для их филиалов и других территориально обособленных подразделений (п. 7 Приказа). Приказ МПР от 25 февраля 2010 г. 50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»
Федеральный закон 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 года Лимиты на размещение отходов Массы (объемы) отходов, предназначенные для накопления (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства РФ, в лимиты на размещение отходов не включаются (абз. 2 п. 5 Порядка). Лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов фактически отправленные на размещение в соответствии с отчетностью. Приказ МПР от 25 февраля 2010 г. 50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»
Федеральный закон 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 года Нормативы образования отходов Проекты нормативов образования отходов разрабатываются на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. При этом нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг (п. 4 Порядка). Таким образом, нормативы образования отходов не устанавливают жесткие требования к количеству образуемых отходов. Приказ МПР от 25 февраля 2010 г. 50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»
Федеральный закон 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 года Срок действия нормативов образования отходов и лимитов на их размещение Документ утверждается сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (п. 11 Порядка). Датой представления технического отчета считается отметка территориального органа Росприроднадзора о его получении с указанием даты или дата почтового отправления. Приказ МПР от 25 февраля 2010 г. 50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»
Федеральный закон 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 года Требования к материалам, необходимым для утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение Материалы, представляемые в территориальные органы Росприроднадзора, определены в п. 7 Порядка. Новое: указание о необходимости представить документ, подтверждающий уплату государственной пошлины; копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (для лиц, осуществляющих указанную деятельность). Приказ МПР от 25 февраля 2010 г. 50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»
Федеральный закон 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 года Требования к материалам, необходимым для утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение Документы представляются по месту осуществления деятельности, в результате которой образуются отходы. Это требование не касается лиц, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на территории городов федерального значения, которые представляют заявление и необходимые документы в территориальные органы Ростехнадзора по месту предлагаемого размещения отходов (п. 8 Порядка). ??? В какой территориальный орган представлять заявление и документы организациям, осуществляющим деятельность в нескольких субъектах РФ, но не имеющим в них своих структурных подразделений? Приказ МПР от 25 февраля 2010 г. 50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»
Федеральный закон 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 года Отказ в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение 1.Наличие недостоверной информации в составе представленных заявления и документов; 2.Количество отходов, предлагаемое для размещения, превышает имеющуюся производственную мощность объекта размещения отходов (по результатам его инвентаризации), необходимую для планируемого размещения отходов. Приказ МПР от 25 февраля 2010 г. 50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»
Платежи за размещение отходов
Требования федерального законодательства в области обращения с отходами ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ПЛАТЕЖИ ЗА РАЗМЕЩЕНИЕ ОТХОДОВ
Статья 3. Основные принципы охраны окружающей среды - … - платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде Статья 14. Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся: … - установление платы за негативное воздействие на окружающую среду; - установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду; - … ФЗ-7 «Об охране окружающей среды»
Платежи за размещение отходов Плательщиками являются организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (природопользователи). Объект платежа - размещение отходов. База исчисления - количество фактически размещенных отходов. Определяется отдельно для видов платы: - за размещение отходов в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов); - за сверхлимитное размещение отходов. Порядок исчисления платы также дифференцирован в зависимости от вида платежа
Платежи за размещение отходов Постановление Правительства РФ 344 от года «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» Устанавливает базовые ставки платежей за размещение отходов
Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления Вид отходов (по классам опасности для окружающей среды) Единиц а измерен ия Нормативы платы за размещение 1 единицы измерения отходов в пределах установленных лимитов размещения отходов *, руб. 1 Отходы 1 – го класса опасности (чрезвычайно опасные) тонна1739,2 2 Отходы 2 – го класса опасности (высокоопасные) тонна745,4 3 Отходы 3 – го класса опасности (умеренно опасные) тонна497 4 Отходы 4 – го класса опасности (малоопасные) тонна248,4 5 Отходы 5 – го класса опасности (практически неопасные) добывающей промышленности тонна0,4 перерабатывающей пр-титонна15 прочиетонна8
Ответственность за несвоевременное внесение платы за негативное воздействие на ОС Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду согласно ст Кодекса об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 6000 руб, на юридических лиц – от до руб.
Ответственность за нарушение законодательства в области обращения с отходами
Ответственность за экологические правонарушения. Нормативная база Статья 42 Конституции РФ Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Федеральный закон об охране окружающей среды, ст. 75 За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается –имущественная (гражданско-правовая), –дисциплинарная, –административная и –уголовная ответственность
Ответственность за нарушение экологического законодательства Гражданско-правовая ответственность устанавливается ст. 1064, Гражданского кодекса РФ Дисциплинарная ответственность устанавливается ст.190 Трудового кодекса РФ Уголовная ответственность устанавливается главой 27 «Экологические преступления», которая содержит 17 статей (ст ) Административная ответственность устанавливается ст , Кодекса об административных правонарушениях РФ
Ответственность за нарушение законодательства в области обращения с отходами В соответствии с существующим законодательством, в частности, глава 7 ФЗ «об отходах производства и потребления», глава 7 ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрены следующие виды ответственности: дисциплинарная; административная; уголовная; гражданско-правовая. Несоблюдение экологических и санитарно- эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или другими опасными веществами влечет наложение административного штрафа: на граждан в размере от 1000 до 2000 руб, на должностных лиц - от до руб, на юридических лиц - от до руб. (ст.8.2 КоАП).
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Татарникова Лилия Николаевна Директор по развитию Кандидат технических наук Химические, токсикологические анализы воды, грунта, воздуха, отходов Разработка экологических проектов (ПНООЛР, паспорта опасного отхода и др.) Аттестация рабочих мест тел