Информационные технологии, их развитие и классификация Министерство образования Ставропольского края ГБОУ СПО «Минераловодский колледж железнодорожного транспорта» Подготовила: студентка I курса группы ОПД-13 специальности Организация движения и управление на транспорте (на железнодорожном транспорте) Иванская Диана Алексеевна Минеральные Воды, 2014
План: 1. Развитие информационных технологий 2. Классификация ИТ
Информационные технологии (ИТ) – это комплекс методов переработки разрозненных исходных данных в надёжную и оперативную информацию для принятия решений с помощью аппаратных и программных средств с целью достижения оптимальных параметров объекта управления.
1. Этапы развития информационных технологий Появление в конце 1950-х годов ЭВМ и стремительное совершенствование их эксплуатационных возможностей создало реальные предпосылки для автоматизации управленческого труда и формирования рынка информационных продуктов и услуг.
Этапы развития информационных технологий, выделяемые по видам задач и процессов обработки информации: 1-й этап (1960–1970-е гг.)– обработка данных в вычислительных центрах в режиме коллективного пользования. Основным направлением развития информационной технологии являлась автоматизация операционных рутинных действий человека. 2-й этап (с 1980-х гг.)– создание информационных технологий, направленных на решение стратегических задач.
Этапы развития информационных технологий, выделяемые по проблемам, стоящим на пути информатизации общества: 1-й этап (до конца 1960-х гг.) - характеризуется проблемой, связанной с обработкой больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств.
2-й этап (до конца 1970-х гг.) - связывается с распространением ЭВМ серии IBM/360. Проблема этого этапа– отставание программного обеспечения от уровня развития аппаратных средств.
3-й этап (с начала 1980-х гг.)– компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя, а информационные системы– средством поддержки принятия его решений. Проблемы– максимальное удовлетворение потребностей пользователя и создание соответствующего интерфейса работы в компьютерной среде.
4-й этап (с начала 1990-х гг.) – создание современной технологии связей между организациями и информационных систем. Проблемы этого этапа весьма многочисленны. Наиболее существенными из них являются:
· выработка соглашений и установление стандартов, протоколов для компьютерной связи; · организация доступа к стратегической информации; · организация защиты и безопасности информации.
Этапы развития информационных технологий, выделяемые по преимуществам, которые приносит компьютерная технология:
1-й этап (с начала 1960-х гг.) - характеризуется довольно эффективной обработкой информации при выполнении рутинных операций с ориентацией на централизованное коллективное использование ресурсов вычислительных центров.
Основным критерием оценки эффективности создаваемых информационных систем была разница между затраченными на разработку и сэкономленными в результате внедрения средствами
2-й этап (с середины 1970-х гг.) - связан с появлением персональных компьютеров. Изменился подход к созданию информационных систем, ориентация смещается в сторону индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений
3-й этап (с начала 1990-х гг.) - связан с понятием анализа стратегических преимуществ в бизнесе и основан на достижениях телекоммуникационной технологии распределенной обработки информации.
Информационные системы имеют своей целью не просто увеличение эффективности обработки данных и помощь управленцу. Соответствующие информационные технологии должны помочь организации выстоять в конкурентной борьбе и получить преимущество.
2. Классификация информационных технологий Информационные технологии классифицируются по ряду признаков: по способу построения компьютерной сети; по виду технологии обработки информации; по типу пользовательского интерфейса; по области управления социально – экономическим процессом; (рис.1)
Классификация информационных технологий Локальные Многоуровневые Распределённые Системы с текстовым редактором Системы с табличным процессором Системы управления базами данных Системы с графическими объектами Мультимедийные системы Экспертные системы Системы программирования Интегрированные пакеты С командным интерфейсом С WIMP - интерфейсом С SILK - интерфейсом Банковские Налоговые Учётные и аудиторские Финансовые Страховые Управления торговлей Управления производством и хозяйственным процессом Системы регионального управления По способу построения компьютерной сети По виду технологии обработки информации По типу пользовательского интерфейса По области управления социально – экономическим процессом Рис.1 Классификация автоматизированных ИТ
По способу построения компьютерной сети. Требования к оперативности информационного обмена и управления, а следовательно, к срочности обработки информации, привело к созданию не только локальных, но и многоуровневых и распределённых систем организационного управления объектами
В многоуровневых и распределенных компьютерных информационных системах одинаково успешно могут быть решены как проблемы оперативной работы с информацией, так и проблемы анализа экономических ситуаций при выработке и принятии управленческих решений.
По виду технологии обработки информации ИТ рассматриваются в программном аспекте и включают: текстовую обработку, электронные таблицы, автоматизированные банки данных, обработку графической информации, мультимедийные и др. системы.
Перспективным направлением развития компьютерной технологии является создание программных средств для вывода высококачественного звука и видеоизображения. Технология формирования видеоизображения получила название компьютерной графики.
Компьютерная графика – это создание, хранение и обработка моделей объектов и их изображений с помощью компьютера. Данная технология проникла в область экономического анализа, моделирования различного вида конструкций. Формируемые изображения могут быть демонстрационными и анимационными.
Программно – техническая организация обмена с компьютером текстовой, графической, аудио- и видеоинформацией получила название мультимедиа технологии. Такую технологию реализуют специальные программные средства, имеющие встроенную поддержку мультимедиа и позволяющие использовать её в профессиональной деятельности.
Потребность в аналитической работе при взаимодействии экономических объектов, функционирующих на основе различных форм собственности, неизмеримо возрастает. Возникает необходимость в накоплении фактов, опыта, знаний в каждой конкретной области управленческой деятельности. Эта задача решается дальнейшим совершенствованием интегрированной обработки информации, когда информационная технология включает в работу не только базы данных, но и базы знаний.
Под базой знаний понимается сложная, детально моделируемая структура информационных совокупностей, описывающая все особенности предметной области, включая факты (фактические знания), правила (знания условий для принятия решений) и метазнания (знания о знаниях), т.е. знания, касающиеся способов использования знаний и их свойств.
По типу пользовательского интерфейса можно рассматривать ИТ с точки зрения возможностей доступа пользователя к информационным и вычислительным ресурсам
С помощью командного интерфейса пользователь подаёт команды компьютеру, а компьютер их выполняет и выдаёт результат пользователю. Командный интерфейс реализован в виде пакетной технологии и технологии командной строки
Пакетная ИТ исключает возможность пользователя влиять на обработку информации пока она производится в автоматическом режиме. При использовании технологии командной строки в качестве единственного способа ввода информации от человека к компьютеру служит клавиатура, а компьютер выводит информацию на монитор компьютера.
Характерная особенность WIMP – интерфейса (Window – окно, Image – образ, Menu- меню, Pointer – указатель) – ведение диалога с пользователем с помощью графических образов – меню, окон, других элементов. Примером программ с графическим интерфейсом является операционная система MS Windows.
Существует, но пока не широко используется SILK –интерфейс (Speech – речь, Image – образ, Language – язык, Knowledge – знание). Он наиболее приближен к обычной, человеческой форме общения. Компьютер, анализирует человеческую речь, находит для себя команды, выбирая в ней ключевые фразы. Результат выполнения команд он также преобразует в понятную человеку форму.
В настоящее время наблюдается тенденция к объединению различных типов информационных технологий в единый компьютерно – технологический комплекс, который носит название интегрированного.