« Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции » В. А. Сухомлинский
Фото уроков КАЖДЫЙ ШКОЛЬНИК ЗА ГОДЫ СВОЕГО УЧЕНИЧЕСТВА ПОСЕЩАЕТ ПОЧТИ УРОКОВ.
« Положительные стороны »« Отрицательные стороны » Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, глубоких знаний. Нельзя обойтись без привычки к дисциплине и порядку в голове на традиционном уроке. Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т. к. большую часть урока проводит сам учитель. Всю жизнь проводили традиционные уроки и вырастили нормальных учеников. Надоедает одно и то же, жалко « сильных учеников », т. к. « низкий » уровень подтягиваем до « среднего », а с « сильными » работать некогда. Организация традиционного урока проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей. Скука на уроке снижает мотивацию к учению, снижается интерес к предмету, снижается успеваемость. Меньше тратиться времени при подготовке к уроку, т. к. готовится чаще всего учитель. Репродуктивные методы преподавания не отвечают современным требованиям общества Недовольство родителей преподаванием в школе. Учащиеся не отвечают современным требованиям, им труднее найти себя в жизни, они не умеют учиться и не умеют брать на себя ответственность.
1. Усиление целенаправленности деятельности учителя и учащихся на уроке. 2. Осуществление организационной четкости каждого урока от первой до последней минуты. 3. Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся. 4. Оптимизация учебно - воспитательного процесса. 5. Интенсификация учебно - воспитательного процесса на уроке. 6. Осуществление межпредметных и внутрипредметных связей.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ. - вооружать учащихся сознательными, глубокими и прочными знаниями; - формировать у учащихся прочные навыки и умения, способствующие подготовке их к жизни; - повышать воспитательный эффект обучения на уроке, формировать у учащихся в процессе обучения черты личности; - осуществлять всестороннее развитие учащихся, развивать их общие и специальные особенности; формировать у учащихся самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни; вырабатывать умения самостоятельно учиться.
Воспитательные требования. Дидактические требования. Психологические требования. Гигиенические требования.
Дидактические требования к современному уроку. - четкое формулирование образовательных задач определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения реализация на уроке всех дидактических принципов
Обучение через открытие Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности. Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения. Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом Демократичность, открытость Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом. Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения. Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие.
1. Если класс не приведен в порядок 1) моя реакция зависит от ситуации 2) я не обращаю на это внимание 2) не могу начать урок 2. Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в общественном месте 1) в зависимости от ситуации 2) нет 3) да 3. Я предпочитаю работать под руководством человека, который 1) предлагает простор для творчеств 2) Не вмешивается в мою работу 3) Дает четкие указания 4. Во время урока я придерживаюсь намеченного плана 1) в зависимости от ситуации 2) предпочитаю импровизацию 3) всегда 5 Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне 1)предпочитаю выяснить отношения 2) игнорирую этот факт 3) плачу ему той же монетой
1. Что должно отличать современный урок? 2. Черты современного урока, используемые в моей практике. 3. Черты современного урока, не применяющиеся на моих уроках 4. Что, по вашему мнению, должны делать ученики, чтобы качество занятий стало более высоким? 5. Что, по вашему мнению, должны делать учителя, чтобы качество занятий стало более высоким? 6. Что, по Вашему мнению, должна делать администрация, чтобы качество занятий стало более высоким? 7. Согласны ли Вы с утверждением: взаимоотношения учителей и учащихся можно назвать отношениями сотрудничества? 8. Каким должен быть урок, чтобы Вы лично назвали его уроком высокого качества
6. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять 1) я пытаюсь принять его точку зрения 2) перевожу разговор на другую тему 3) стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку 7. По - моему в школьном коллективе важнее всего 1) работать творчески 2) отсутствие конфликтов 3) трудовая дисциплина 8 Я считаю, что учитель может повысить голос на ученика 1) нет, это недопустимо 2) затрудняюсь ответить 3) если ученик этого заслуживает 9. Непредвиденные ситуации на уроках 1)можно эффективно использовать 2) лучше игнорировать 3) только мешают учебному процессу 10. Мои ученики относятся ко мне с симпатией 1) нет 2) когда как 3) не знаю
· Если у Вас больше 1, то это говорит о демократическом стиле деятельности учителя. Педагог предоставляет возможность ученикам самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия : побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения · преобладание второго варианта ответа указывает на черты попустительского стиля деятельности учителя. Такой педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, в сложных педагогических ситуациях проявляет нерешительность и колебания., испытывая чувство определенной зависимости от учащихся. Для многих из таких педагогов характерна заниженная самооценка, чувство тревоги и неуверенности в своем профессионализме, неудовлетворенность своей работой. · преобладание 3 варианта говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога. Учитель использует свои права, как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия - приказ, поручение. Для такого учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может иметь репутацию сильного педагога. Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно., значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности.